В январе поставки сжиженного газа из-за границы составили 46,3 тыс. т, что является самым низким показателем с мая 2022 года. По сравнению с декабрем-2024 отгрузка сократилась на 35%, за аналогичный период прошлого года – на 9%. Об этом свидетельствуют данные Консалтинговой группы “А-95”.
Низкие январские показатели импорта частично обусловлены накоплением ресурса в декабре перед увеличением акцизных ставок на продукт с начала 2025 года.
Сохраняет лидерство в поставках горючего “БРСМ-Нафта”, которая в прошлом месяце импортировала 8,1 тыс. т газа, что на 22% меньше, чем в декабре. Компания сосредоточила свои поставки в Румынии из терминала Interport Gaz, откуда отгрузила 7,7 тыс. т ресурса. Остальное привезла газовозами из ГНС Bialchem Group (Польша).
Из крупнейших импортеров больше сократили поставки “Газтрон Украина” и группа “Барс”: на 90% и 72% до 0,3 тыс. т и 0,48 тыс. т соответственно. Также полностью отказалась от импорта “Вилле Форте”, которая в декабре привезла по Дунаю 6,34 тыс. т газа.
ОККО в январе сократила поставки газа на 51% до 4,1 тыс. т. В декабре сеть импортировала рекордно большие для себя объемы горючего, готовясь к новым акцизным ставкам. Более половины газа (2,6 тыс. т, -55%) поступило по железной дороге из AmeriGas Polska. Остальные – автопартиями из Orlen Lietuva, Venor Polska и OMV Petrom.
Также вдвое снизил отгрузку в январе “Данкор Трейд”, до 1,62 тыс. т. Компания разделила танкер Orinda с “Агрузом”. Последний по итогам месяца снизил поставки ресурса на 19% до 4,3 тыс. т.
Среди компаний, нарастивших импорт в январе, – “Вигазтрейд”, “Надежда”, Centurion Group и “Укрспецтрансгаз”. “Вигазтрейд” увеличил поставки на 45% до 6,1 тыс. т, благодаря росту отгрузок с Unicom Oil Terminal (5,4 тыс. т, несмотря на 4 тыс. т) и железнодорожной партии бутана из Венгрии (0,5 тыс. т).
В 2 раза увеличил импорт Centurion Group, до 2,5 тыс. т. Часть газа (2 тыс. т) трейдер привез из Турции (Aygaz), остальную часть – из Румынии (Vixon Gas).
“Укрспецтрансгаз” привез 0,86 тыс. т из Румынии (в 2024 г. компания импортировала газ исключительно из Польши). Источники разделились надвое между терминалом в Галаке и НПЗ OMV Petrom в Плоеште.
Также из Плоешти нарастила объемы по железной дороге “Надежда”, отгрузив 2 тыс. т ресурса. В общей сложности прирост по компании составил 37% (2,4 тыс. т).
Вернулись к импорту WOG и Моttо. Первая, сделав двухмесячную паузу, завезла по железной дороге 1,14 тыс. т газа, разделив его почти поровну между Галацом и Плоешти. “Мотто” вернулась к поставкам по Дунаю, впервые протестовавшим в ноябре: “Новис Трейд”, входящий в группу “Мотто”, привез 2,4 тыс. т газа из Румынии и Турции в соотношении 60% на 40%.
Из-за сохранения высоких цен на газ на западе все больше импортеров переориентируют свои поставки на юг, доля которого в общем импорте продукта в январе составила рекордные 70%.
При этом закупки в Польше сократились до наименьшего показателя с апреля 2022 года – 6,4 тыс. т. Автомобильные поставки снизились на 53% до 3,7 тыс. т, железнодорожные – на 45% до 2,7 тыс. т. 96% вагонных объемов пришлись на ОККО.
73% (2,7 тыс. т вместе) поставок из Польши обеспечили Pakar Jacek и Bialchem Group, во второй половине месяца предлагавшие довольно низкие цены на ресурс. К примеру, стоимость газа из терминалов Pakar Jacek на украинско-польской границе выходила $725-735/т, когда из Venor Polska и Unimot – $829-837/т. Такая цена в Белостоке говорит о наличии в продукте расследования, например бутана, на который не распространяется эмбарго.
Уменьшился импорт ресурса и из стран Балтии: из Литвы – в 2,3 раза до 5,9 тыс. т, из Латвии – в 3,8 раза до 0,6 тыс. т. Отгрузки из Orlen Lietuva снизились на 29% до 3,7 тыс. т.
Поставки Latvijas Propana Gaze упали до минимальных с апреля 2022 года 0,18 тыс. т, несмотря на 1,3 тыс. т в декабре. 72% или 0,43 тыс. т газа из Латвии пришлись на Intergaz. (enkorr.ua)