Кабельный рынок в России показывает весьма скромные результаты – объемы потребления снижаются, при этом в продажу поступает большое количество несертифицированной продукции. Производить качественную продукцию становится сложнее из-за ценового давления конкурентов и трейдеров. Тем не менее, есть примеры не только успешной бизнес-модели, но и вывода на рынок инновационных продуктов, научная дискуссия о безопасности которых ведется вокруг двух направлений: традиционных ПВХ-кабелей и безгалогенных полиэтиленовых кабелей с пониженной горючестью.
Различные решения в области кабельной продукции были представлены на конференции “Полимеры в кабельной индустрии 2014”, которая была организована компанией “Инвентра” в отеле “Балчуг Кемпински”. Открывая мероприятие, генеральный директор “Инвентра” Анна Даутова констатировала некоторую стагнацию рынка, предположив при этом, что в импорте готовой кабельной продукции, примерно равной $1 млрд., могут скрываться резервы для роста российского производства.
Итоги же прошедшего года выглядят, по оценкам экспертов, следующим образом. Общий объем рынка за 2013 г. сократился на 14% и составил в натуральном выражении 4 млн. км кабельной продукции, сообщила генеральный директор маркетингового агентства “Нужные люди” Оксана Шашкова. По ее данным, доля российского производства в 2013 г. составила 81,2%, доля импорта – 18,8%. На экспорт было отправлено около 1,4% произведенного кабеля. При этом общий объем импорта снизился на 14,8%, экспорт – на 23,8%. Основной сегмент российского рынка КПП – продукция энергетического назначения. Около 45% российского производства приходится именно на нее. “Зарубежным компаниям сложно войти на данный рынок, – продолжила Оксана Шашкова. – Причина – ценовая конкуренция, большое предложение при низком качестве. Значительное количество контрафактной продукции на рынке”. Падения показателей в автопроме оказали влияние и на кабельный рынок. Существенно снизились объемы внутреннего производства, отсутствует рост импорта в сегменте кабелей для транспорта. Кроме того, несмотря на всеобщую информатизацию, рынок оптоволоконных кабелей просел более чем на 7%. Емкость сегмента проводов для электрооборудования снизилась на 21%. Падение объемов импорта КПП для зарубежных сборочных производств, расположенных на территории РФ, составило около 43%, падение объемов российского производства – около 8%. Что касается полимерных материалов, применяемых в производстве кабелей, то главную роль продолжает играть проверенный временем поливинилхлорид. Он используется в 70% производимых продуктов. Доля продукции российского производства в общем объеме рынка ПВХ-пластикатов составляет около 89%. Причину такой популярности маркетолог видит в относительно низкой цене ПВХ. На долю кабельных ПЭ-композиций приходится около 27% рынка. Рост объемов применения полиэтиленовых композиций по-прежнему ограничивается высокой ценой на фоне жесткой ценовой конкуренции кабельных заводов. “Следует отметить рост доли “сшиваемых” композиций, в том числе и за счет продукции российского производства. На прочие кабельные пластикаты приходится менее 3% рынка. Применение этих материалов связано с повышением эксплуатационных свойств и пожаростойкости проводов и кабелей” – отметила Оксана Шашкова.
Ведущие заводы по кабельным пластикатам стараются удерживать показатели производства на прежнем уровне при том, что наблюдается замедление рынка. Тем не менее, они производят и модернизацию, и осваивают новые производства – отмечали участники конференции. Так на “Башпласте” в 2013 г. была проведена модернизация, добавились европейские линии, выпустили новую марку пластиката, которую тестируют переработчики. За первое полугодие 2014 г. ее наработали примерно 700-800 т, рассказал генеральный директор предприятия Денис Фомин.
Еще один пример: новое предприятие “Полимер-Трейдинг”. Научные разработки и вся научная и испытательная база – на НПК “Полимер-Компаунд”, на территории которого организовано предприятие. “Производственная линия по выпуску пластикатов пущена в IV квартале 2013 г. Плановая мощность производства составляет 5-6 тыс. т/год в зависимости от номенклатуры продукции. На сегодняшний день освоены, стабильно выпускаются и отгружаются потребителям простые пластикаты марок ОМ-40, О-50, И40-13А, И40-14, ТПТ О-50ВД. В стадии постановки на производство – пластикаты марок ТПТ НГП 30-32, ТПТ НГП 40-32, ТПТ ПВХ-КТУ. В стадии наработки опытных образцов и рассылки на испытания заказчикам – пластикаты марок ТПТ ППИ 30-30, ТПТ ППО 30-35, ТПТ ППВ-28, ТПТ ППВ-40”, – рассказала представитель предприятия Светлана Денисова.
В отрасли намечается также тенденция, когда кабельные заводы, не найдя понимания с поставщиками в плане качества сырья и ценовой политики, начинают идти в собственное производство пластикатов. В этом смысле может быть показательным опыт компании “Конкорд”. По словам ее генерального директора Михаила Осокина, еще 3-5 лет назад на рынке было представлено 90% товаров, сертифицированных по ГОСТу, 10% – контрафакт. “Сейчас подавляющее количество кабеля идет с заниженными жилами, без всякого соответствия стандартам”, – отметил он. Причина кроется, по его мнению, в постоянном снижении цены со стороны трейдеров и нездоровой конкуренции. Маржинальность кабеля снижена до нуля, если бы она была выше на 4-5%, то этих денег вполне было бы достаточно, чтобы покрыть все расходы. “Невозможно, производя нормальный кабель, конкурировать с недобросовестными производителями. Компания занялась в свое время производством ПВХ-материалов, дабы избежать некачественного сырья со стороны других поставщиков. Если мы не обеспечим себя полимерами, в которые верим, то не сможем выпускать готовую продукцию, которую необходимо сертифицировать и по которой нужно давать гарантию на 20-30 лет”, – рассказал Осокин. В итоге в 2007 г. пустили собственное производство, к 2009 г. полностью обеспечивали себя полимерами и начали выводить их во внешний рынок. При этом поняли, что крупнотоннажные предприятия уже заняли свои ниши, а высокотехнологичные полимеры попадают по импорту. И решили выйти именно на сложные композиции, где получили еще и ценовое преимущество” – продолжил Осокин. Он убежден, что можно делать нормальный, качественный кабель, не занижая его характеристики, и продвигая эту идею среди трейдеров. В процессе работы над материалом в его компании пришли к использованию безгаллогенных композиций, что является инновацией для российского рынка. “Шесть лет назад появился полиолефиновый эластомер. Начали заниматься материалами на его основе”, – рассказал Осокин. Он считает удачным технологическим и бизнес-решением тот факт, что в распоряжении одного предприятия есть и кабельное производство, и полимерное – все вместе это обеспечивает желаемый результат.
Кабельными пластикатами заинтересовался и такой переработчик ПВХ, как “Хемкор”. В апреле предприятие приобрело производство кабельных пластикатов у компании “Сибур”. Комплекс располагается на территории индустриального парка “Ока-Полимер” и включает 8 производственных зданий и сооружений, а также 500 единиц оборудования. Производственные линии рассчитаны на выпуск 68,7 тыс. т кабельных пластикатов в год. ПВХ как наиболее популярного в кабельной отрасли материала вскоре на рынке прибавится, причем это будет как раз отечественный материал, но произведенный по западной технологии. В сентябре компания “РусВинил”, являющаяся совместным предприятием российской компании “Сибур” и бельгийской SolVin, планирует ввести в строй в Нижегородской области комплекс по производству поливинилхлорида. Производственные мощности завода составят 330 тыс. т ПВХ и 235 тыс. т каустической соды в год.
В плане импортозамещения уже делаются какие-то шаги, но, как показывают аналитические выкладки, рынок кабельных полимеров в России пока живет под диктовку импорта. “Поскольку в сегодняшних условиях импортозависимость начинает представлять реальную опасность, задача ее ликвидации и преодоления является неотложной”, – убежден руководитель секции “Кабельная промышленность” консультативного совета при председателе комитета по энергетике Госдумы ФС РФ Александр Гусев. Насколько неблагоприятны нынешние стартовые условия для решения этой задачи, в интегральном виде показывает небольшая статистическая справка: на единицу стоимости взятого в переработку углеводородного сырья в России в результате получается продукции стоимостью 2-3 единицы, в добывающих углеводородное сырье Канаде и Австралии – 5-6 единиц, в Западной Европе – 10, в США – 13.
“Очевидно, что имеется громадный разрыв в уровнях развития и длине цепочек переработки углеводородов, а в рассматриваемом нами конкретном случае – отсутствие производства полной гаммы базовых полимеров для кабельной промышленности”, – продолжил он. Единственный радикальный метод решения проблемы импортозависимости, по его мнению, может стать реиндустриализация в соответствующих отраслях. А также защита местного рынка путем внедрения стандартов и сертификации на российский кабельный ПВХ пластикат и безгалогенные трудногорючие композиции (HFFR), когда они будут хорошо освоены в России.
Значительная роль импорта принадлежит и многочисленным добавкам, используемым в производстве пластикатов для кабельной промышленности. В общей сложности рынок добавок Иван Лобанов, представитель “СБК”, оценивает в 30 тыс. т/год, из них 17,5 тыс. т приходится на пластификаторы. Эксперт отметил рост импорта специальных добавок на фоне перехода на более дешевые пластификаторы. Рынок развивается, появляются новые игроки и продукты, конкуренция усиливается – производители ищут более дешевые варианты своих рецептур, проявляют большой интерес к новым продуктам. Эксперт видит перспективы на этом рынке – при хорошем потенциале он еще не насыщен.
Импортозависимость – действительно больная тема, подтвердил начальник службы снабжения завода “Камский кабель” Михаил Белкин. В рамках “круглого стола” он рассказал о ситуации на предприятии и в отрасли. “Из новых материалов завод рассматривает композиции для производства кабелей с индексом LTx (огнестойкие), ТЭПы, но ставка делается все-таки на традиционные композиции. Многие из них закупаются через ВНИИКП”, – отметил представитель завода. На вопрос о том, можно ли увеличить производство кабельной продукции в России, чтобы хотя бы частично заменить импорт, Михаил Белкин высказал предположение, что у крупных иностранных строительных компаний марки кабеля могут быть зафиксированы в документации на строительство. Этот факт может тормозить использование российйской продукции.
Владимир Егоров, главный технолог компании “Яуза-Кабель”, отметил, что его предприятие в основном работает на российских материалах, проявляет большую заинтересованность в ТЭПах. Свои потребности в местных материалах завод оценивает в 500-600 т. В 2013 г. произвели 1000-1500 км кабеля различных марок.
В объемах производства предприятия “Таткабель” большую долю занимает силовой кабель высоко напряжения, рассказала, начальник управления закупками и логистикой Елена Ризаева. “Здесь в основном используются импортные материалы, мы стараемся держать марку и выдерживать сроки изготовления” – отметила представитель завода. Она сообщила, что на производстве идет работа над новыми негорючими материалами, а задачами предприятия в целом является обеспечение стабильности качества и нахождения сырьевой базы в ближайшем доступе. “Транспортная составляющая существенно сказывается, в том числе на сроках выполнения заказов”, – отметила Елена Ризаева.
Отдельный вопрос – безопасность и негорючесть кабеля. Генеральный директор “НикПВХ” Виктор Николаев, являющийся экспертом в области кабельной промышленности, призвал к детальным исследованиям свойств различных кабельных композиций с тем, чтобы объективно оценивать плюсы и минусы того или иного материала. Он привел результаты испытаний дымообразующей способности полимерных составляющих для изоляции, внутренних и наружных оболочек кабелей. Так, по его данным, безгалогенные композиции в условиях тления являются более дымными по сравнению с ПВХ пластикатами. Виктор Николаев дал несколько рекомендаций по оптимальным видам пластикатов, которые могли бы в наибольшей степени отвечать пожаробезопасности. Его выводы наглядно проиллюстрировали наличие разных подходов к применению тех или иных материалов в кабельной промышленности.
Немецкая фирма Lubrizol, например, продвигает на российский рынок в качестве материала для оболочки кабеля линейку своих термопластичных полиуретанов. Как рассказал Анатолий Шнипов, менеджер компании по развитию рынка России и СНГ, свойства ТПУ позволяют обеспечить кабелю особую прочность, гибкость, устойчивость к средам. Он также упомянул о безгалогенных композициях ТПУ.
В целом дискуссия экспертов, производителей кабелей и сырья для индустрии еще раз напомнила участникам рынка о необходимости консолидировать усилия, чтобы добиваться качества, внедрять новые материалы, обеспечивать их сертификацию и развивать рынок и российское производство, несмотря на некоторые сложности как внутри отрасли, так и в сферах применения конечной продукции. (Rcc/Химия Украины и мира)