Получение средств на развитие проекта “Ямал СПГ” стало самой сложной задачей для главы французского концерна Total Патрика Пуянне. “Это самая сложная работа, которую мне приходилось выполнять на протяжении 18 месяцев”, – признался он на слушаниях в Сенате.
Проблемы с финансированием 27-миллиардного проекта начались с введением странами Запада антироссийских санкций в июле 2014 г.: кредиты от американских банков, на которые рассчитывали акционеры на начальном этапе в 2013 г., оказались недоступны. “К тому моменту, когда были введены санкции, мы уже серьезно продвинулись в финансовом плане: классическая схема с расчетами в долларах через американские банки… нам пришлось все начинать с нуля” – пояснил Жак де Буассезон, руководитель “Тоталь разведка разработка Россия” (дочерняя компания в РФ французского концерна Total).
К финансированию проекта подключились российские и китайские банки. И хотя последние, опасаясь санкций США, настаивали на привлечении европейских банков и экспортно-импортных агентств, они изменили свою позицию после визита главы администрации президента РФ Сергея Иванова в Пекин в конце марта. ОАО “Ямал СПГ” уже подписало договоры с Экспортно-импортным банком Китая и Банком развития Китая о предоставлении кредитных линий в EUR9,3 млрд. и 9,8 млрд. юаней сроком на 15 лет. Таким образом, кредиты банков КНР вместе с выделенными 150 млрд. руб. из Фонда национального благосостояния и кредитом на EUR3,6 млрд. от Сбербанка и Газпромбанка закрывают потребности “Ямал СПГ”.
С решением финансовых проблем перед партнерами встал вопрос рентабельности. По словам де Буассезона, это первый в мире проект по производству СПГ, который будет функционировать в подобных условиях: средняя температура воздуха на Ямале в январе составляет от -24 до -27оС, что требует при строительстве использования особо стойких и дорогих материалов. Однако на этот счет в Total спокойны и выражают мнение, что при отсутствии задержек вложенные средства удастся окупить. “Это крайне долгосрочный проект, рассчитанный на 25-30 лет, актуальные цены на топливо и газ не играют большого значения, – уверен старший вице-президент Total по Европе и Азии Майкл Боррелл. – Производство СПГ здесь (на Ямале) довольно дешево и окупает возросшие затраты на логистику. Нам удалось их снизить еще и за счет падения курса рубля”.
“Ямал СПГ” – проект на базе Южно-Тамбейского месторождения (запасы по PRMS – 907 млрд. куб. м). Расчетная мощность – 16,5 млн. т СПГ в год. Пуск по плану – 2017 г., выход на проектную мощность – 2021 г. Акционеры – ОАО “НОВАТЭК” (50,1%), Total (20%), CNPC (20%) и китайский Фонд “Шелкового пути” (9,9%). (Нефть России/Химия Украины и мира)