Спокойному финалу сезона высокого потребления LPG в Украине не суждено быть. На этот раз “раздражитель” сыграл позитивную роль. Во второй половине сентября украинский топливный рынок оживился на фоне новостей о том, что “ЛУКойл” и “Газпром Газэнергосеть” получили разрешения Федеральной службы по техническому и экспортному контролю России (ФСТЭК) на поставку сжиженного газа, а также дизельного топлива в Украину.
Ограничения ФСТЭК на продажу российского сжиженного газа в Украину были введены еще в мае 2017 г. Они коснулись всех российских производителей и трейдеров, за исключением “Роснефти”, которая получила разрешение на экспорт. Выборочное решение ФСТЭК сделало невозможными прямые поставки газа “ЛУКойла”, “Газпром энергосети”, “СИБУРа”, “Сургутнефтегаза” и других производителей и частных трейдеров напрямую в Украину. После этого большинство российских компаний отвели экспортные потоки с украинского направления. ФСТЭК стал одной из основных причин “газового кризиса”, который разгорелся в Украине в июле-сентябре 2017 г.
Слухи о получении разрешений то одной, то другой компаний с некой периодичностью стали появляться сразу же после ограничений. На рынке говорили и о “зеленом свете” фирмам беглого бизнесмена Сергея Курченко, однако они так и не отгрузили ни одной тонны в направлении Украины. А “ограниченные” компании искали обходные пути через Беларусь и Польшу.
Прорвали заслон. Спустя полтора года на прошлой неделе стало окончательно известно, что “ЛУКойл” и “Газпром-Газэнергосеть” (сбытовая дочка “Газпрома” на рынке сжиженных газов) получили разрешение Федеральной службы по техническому и экспортному контролю России на поставку LPG в Украину в адрес “Укрэнерджи”. Компания известна по поставкам в Украину дизельного топлива Антипинского НПЗ (группа компаний “Новый поток”). На рынке ее связывают с российской компанией “Арети”, которая владеет акциями “Нового потока”.
Факт позитивного решения ФСТЭК подтвердили в “Укрэнерджи”. Источник в компании отметил, что в октябре компания импортирует 5 тыс. т сжиженного газа “ЛУКойла”. Реализовывать ресурс “Укрэнерджи” планирует за гривну на границе с привязкой к котировке DAF Ukraine. “Это спотовые объемы с перспективой увеличения до 10 тыс. т в месяц, но у нас нет жестких требований по выборке от поставщика. Октябрьский ресурс уже расписан на конечных покупателей”, – добавили в “Укрэнерджи”. В компании отметили, что также получили разрешение на поставку ресурса “Газпром-Газэнергосети” (ГЭС) с выборкой до 10 тыс. т в месяц, однако пока не осуществляли отгрузок.
Согласно данным Tomson Reuters, в базе заявок отправителей ресурса по ж/д в РФ со 2 октября в Украину запланирована отгрузка около 3,5 тыс. т СПБТ с завода “ЛУКойла” в Перми (“Пермнефтеоргсинтез”) в адрес нескольких станций назначения, в том числе 1 тыс. т на ГНС на ст. Терновое и 2,5 тыс. т на ГНС в Чугуеве. На рынке отмечают, что сейчас “Укрэнерджи” предлагает сжиженный газ в Украине “по флету” к котировке DAF Ukraine.
До запрета ФСТЭК поставки пропан-бутана “ЛУКойла” в Украину составляли от 10 до 20 тыс. т в месяц. Отгрузки газа с опорных ГНС “Газпром-Газэнергосети” не превышали 5-7 тыс. т. По другой поставке – с газонаполнительных станций ГЭС – информации меньше. Так, 20 сентября была осуществлена первая отгрузка 105 т СПБТ с российской станции Разумное (Белгородская обл.), где находится ГНС компании “Газэнергосеть Белгород”, в направлении украинской ст. Спартак на Макаровскую ГНС. Однако в “Укрэнерджи” не подтвердили, что это их ресурс. “На октябрь не планировали поставок сжиженного газа ГЭС. У нас есть разрешение, но контракта с “Газэнергосетью” пока не заключали. К ресурсу, который недавно зашел на ст. Спартак, наша компания отношения не имеет”, – сообщил источник в “Укрэнерджи”.
Поговаривают, что отгрузку могли осуществить другие поставщики. Ходят слухи о скором получении разрешения и другими участниками российского и украинского рынка. Так, несколько российских трейдинговых компаний также подали заявки во ФСТЭК. А украинские газовики приписывают еще одно разрешение на импорт компании “СП Оил Трейд”. Однако в самой компании пока не комментируют наличие документов на поставку “газпромовского” пропан-бутана.
Сразу же шлейфом прошли и компании беглого бизнесмена Сергея Курченко. После введения ограничений ФСТЭК в мае 2017 г. фирмы Курченко получили разрешение на отгрузку LPG в Украину. Тогда экс-главу ВЕТЭК ассоциировали с кипрским нерезидентом Willform Systems LTD, а также украинскими грузополучателями “Нефтепродукт трейдинг”, “Оил Трейд Групп” и “Перспектива трейдгрупп”. Но, опасаясь последствий, никто так и не решился покупать газ через эти компании. Впрочем, после почти пятилетнего отсутствия в Украине Курченко вряд ли может серьезно влиять на распределение ресурса ввиду наверняка оскудевших ресурсов влияния, поскольку его бизнесы на Донбассе и в Крыму сложно назвать высокорентабельными.
Будет дешевле. Бесспорно, сентябрьский “зеленый свет” от ФСТЭК кардинально повлияет на внешние индикативы, по которым работает импортозависимый украинский рынок. Большинство опрошенных участников рынка сходятся во мнении, что на следующий год украинская котировка подсядет, вернув прежнее соотношение в сравнении с другими индикативами, станет более прозрачной и, возможно, прогнозируемой. Изменение конъюнктуры украинского рынка дает надежду на конкурентную цену, несмотря на общемировой рост стоимости LPG, вслед за нефтяными котировками.
Впрочем, остается гадать, было ли это сделано преднамеренно, но разрешение в ФСТЭК выдали буквально перед заключением годовых контрактов на поставку сжиженного газа “Роснефти” компанией Proton Energy. В прошлом году на фоне ценового подъема компания Нисана Моисеева смогла выгодно заключить термы с премией в $22/т к месячным котировкам DAF Argus Brest. На рынке поговаривали, что “Роснефть” продавала сжиженный газ Моисееву с дисконтом в $15-20/т к Бресту. Стабильный заработок до $40/т на газовом поприще генерировал оператору “Роснефти” в Украине со швейцарской пропиской около $1,5 млн. прибыли ежемесячно.
Еще до новостей по ФСТЭК на фоне бесперебойной работы рынка в первой половине 2018 г. газовики отмечали, что Proton опустит премию в контрактах на 2019 г. ниже $20/т. В свете начала отгрузок сжиженного газа “ЛУКойла” и “Газпрома” ситуация кардинально изменилась. “После разрешений ФСТЭК трейдеры уже хотят подписывать соглашения на поставку “роснефтевского” газа с минимальной премией и даже с дисконтом, а некоторые и вовсе отказываются от долгосрочки”, – отмечает один из импортеров. Впрочем, об отказе и бойкоте говорило большинство игроков и в прошлом году, но потом оказалось, что все выстроились в ряд за квотой “Роснефти”.
Изменение рыночной конъюнктуры отразится и на стоимости белорусского ресурса. Так, о премиях в EUR25/т по годовым контрактам государственной “Белоруснефти” придется забыть. В самой госкомпании отмечают, что на термы приходится от 70% до 80% объемов, которые поставляются на рынок Украины. В этом году наученные опытом предыдущих месяцев не все участники рынка хотели брать газ Белорусского ГПЗ в длинную. “Сейчас мы будем ориентироваться на споты, так как наш терм в этом году принес сплошные убытки”, – сказал газовый оператор столичного региона.
В сентябре 2018 г., еще до разрешения ФСТЭК, в “Белоруснефти” успели продать 30% объемов LPG по терм-контрактам на 2019 г. с премией EUR25/т к Бресту. Но уже 25 сентября на аукцион, где “Белоруснефть” планировала продать до 50% всех объемов по долгосрочным контрактам, украинские компании подавали заявки с дисконтом от EUR5/т до премии в EUR10/т. И даже в случае отклонения предложений продавцом трейдеры вряд ли будут повышать наценку на речицкий ПБА выше EUR10/т.
Подумывают увеличивать или нет премии для украинского рынка и в “Тенгизшевройле”. Ведь ранее ходили слухи, что в новых долгосрочных контрактах на поставку казахстанского газа в 2019 г. вместо “флета” будет минимальный плюс.
Как бы там ни было, а с октября текущего года украинский рынок газа заработает по-новому, ведь в Украине появится дополнительный объем минимум 5-10 тыс. т пропан-бутана в месяц, что скорректирует цены и поставки с других направлений. Еще более востребованными эти объемы становятся, если вспомнить перманентные противоречия в белорусско-российских отношений в сфере энергетики, которые также касаются реэкспорта LPG из РФ через белорусские перевалки в Витебске, Могилеве, Бресте и Свислочи.
Дизтопливо в придачу. Изменения ожидаются и на дизельном фронте. В “Укрэнерджи” добавили, что вместе с поставками LPG они располагают разрешением на импорт до 10 тыс. т дизельного топлива “ЛУКойла” в месяц. С октября 2015 г. Россия ввела запрет на экспорт ДТ в Украину, назвав его товаром двойного назначения. В марте 2016 г. “ЛУКойл” стал первой компанией, получившей разрешение ФСТЭК на поставку ДТ. Однако осенью того же года разрешение было аннулировано. В мае 2016 г. «зеленый свет» на отгрузку дизтоплива получила “Роснефть”. Через своего оператора Proton Energy компания стала главным поставщиком российского дизтоплива по нефтепродуктопроводу в Украину. В конце 2017 г. с поставками дизельного топлива Антипинского НПЗ дебютировала “Укрэнерджи”.
Возобновление поставок сжиженного газа “ЛУКойла” и “Газпром Газэнергоести” снова перекроет украинский рынок LPG, на котором с мая 2017 г. искусственно создавались все условия для работы только одной компании из РФ. А изменения на рынке ДТ в первую очередь коснуться восточного региона, где исторически лукойловское топливо присутствовало в значительных объемах.
Больше нефтепродуктов напрямую из России – хорошо это или плохо? У каждого трейдера найдется свой ответ. Не лишним будет напомнить, что в мае этого года против “ЛУКойла”, “Роснефти” и “Газпромнефти” Украиной руками СНБО были введены новые санкции. К тому же энергетический рычаг является главным орудием гибридной войны, которая сейчас ведется против нашей страны. (nefterynok.info/Химия Украины и мира)