В Украине продолжается борьба с нелегальным рынком нефтепродуктов. В ее рамках с 1 июля начнут действовать законодательные изменения по обязательному лицензированию всех этапов деятельности по производству, хранению и торговле топливом, новые требования к оборудованию и работе акцизных складов. Соответствующие изменения были в прошлом году внесены парламентом в Налоговый кодекс и ряд других законов. Лицензирование должно стать еще одним инструментом давления на теневой бизнес.
Как же будет работать этот инструмент? Порядок получения лицензии на торговлю и хранение довольно простой, а само разрешение стоит недорого. Еще точно не ясно, какой орган будет выдавать лицензии, однако, вероятнее всего, это будут территориальные органы ГФС.
Для получения лицензии достаточно подать следующий пакет документов: заявление на получение лицензии и подтверждение оплаты за лицензию; документы, подтверждающие право собственности или пользования на земельный участок, действующие на дату подачи заявления и целевое назначение которого соответствует заявленной деятельности; акт ввода в эксплуатацию объекта или другой аналогичный документ (до 2022 г. на объекты, введенные в эксплуатацию до 2014 г. – документ на право собственности на объект); разрешение на начало выполнения работ повышенной опасности и начало эксплуатации (применения) машин, механизмов, оборудования повышенной опасности.
Очевидно, что главной проблемой для крупной части розничного рынка станет оформление и получение правоустанавливающих документов на земельный участок. С таким пакетом документов у “серых” заправок часто возникают проблемы: у них или нет документов на землю вообще, или целевое назначение земельного участка не соответствует их деятельности.
Скорость оформления необходимых документов на участок в значительной мере зависит от его месторасположения. Если он находится в границах населенного пункта, то решение об отводе земельного участка и/или смене его целевого назначения будет приниматься на двух сессиях местного совета. Это занимает обычно намного больше времени, чем выделение земли за пределами населенного пункта, где эти вопросы находятся в компетенции государственных администраций.
С большой долей уверенности можно говорить, что большинство из решившихся легализироваться в земельном вопросе до 1 июля не успеет. “Серые” заправки, которые не смогут оформить документы, необходимые для легальной роботы, останутся перед выбором: закрыться или стать “черными”.
Контроль за лицензиями (вернее, торговлей без них), а также наложение штрафов будет лежать на фискальных органах. Кроме того, наличие лицензии могут проверить и органы Нацполиции Украины. Они уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях по статье “осуществление деятельности без лицензии”.
Основанием для проверки могут послужить как жалобы граждан или предприятий, так и полученная налоговыми органами информация о том, что торговля или хранение топлива осуществляется с нарушением законодательства. При этом фискалы могут провести как фактическую проверку, так и документальную. Информация о владельцах лицензии будет размещена в открытом реестре на сайте ГФС.
Прекратить деятельность нелегальной заправки могут только органы ГФС. Только они уполномочены временно изымать топливо и оборудование, которое используется для незаконной продажи или хранения. Кроме того, за работу без лицензии придется заплатить штраф в 250 тыс. грн., а это больше, чем стоимость оборудования большинства нелегальных модулей.
Резюмируя, можно сказать, что нововведения должны сильно усложнить работу “серых” торговцев на рынке топлива. Но насколько масштабным будет удар по “черному” рынку, который и так работает без контроля? Вопрос риторический, а ответ на него зависит только от эффективной работы правоохранителей и неизбежности наказания. (Советник компании Fincord Святослав Бартош, партнер юридической компании Fincord Эдуард Греков, enkorr.com.ua/Химия Украины и мира)