Россия планирует наращивать производство СПГ и стать конкурентом США на мировых рынках – прежде всего в Европе. Вашингтон для обеспечения конкурентоспособности своих производителей СПГ намерен использовать санкции против российских компаний. Проект “Газпрома” “Северный поток-2” (СП-2) уже подвергся санкциям со стороны США, проекты “НОВАТЭКа” – на очереди.
Россия делает ставку на производство СПГ. Министерство энергетики РФ представило проект энергетической стратегии на период до 2035 г. В соответствии со стратегией Минэнего РФ ожидает роста добычи газа до 795-820 млрд. куб. м в 2024 г. и до 850-924 млрд. куб. м к 2035 г. Министр энергетики РФ Александр Новак ожидает, что добыча газа в 2019 г. составит 738 млрд. куб. м – на 1,7% больше, чем годом ранее.
При этом Россия планирует наращивать производство СПГ быстрыми темпами: до 46-65 млн. т/год к 2024 г., а к 2035 г. объемы могут вырасти до 70-82 млн. т/год, согласно стратегии.
Практически весь производимый в России СПГ предназначен для экспорта, поэтому в случае успешной реализации стратегии Минэнерго Россия становится одним из лидеров на мировом рынке СПГ. По данным западных источников, в 2019 г. Россия опередила Малайзию по экспорту СПГ. Объем поставок из России достиг 3,7 млрд. куб. футов/сут. (38,2 млрд. куб. м).
Сейчас в России сформировались два основных центра производства СПГ – на Сахалине и Ямале. Кроме того, пущен в эксплуатацию среднетоннажный СПГ-завод в Высоцке мощностью 660 тыс. т/год.
В 2018 г. выпуск СПГ составил 18,9 млн. т. По словам Новака, в 2020 г. производство увеличится до 40,2 млн. т, а к 2035 г. может достигнуть 100-120 млн. т – значительно больше, чем предусматривается в стратегии Минэнерго.
Развитие производства СПГ в России уже оказывает влияние на газовый рынок Европы. Доля российского газа в ЕС выросла до 45% благодаря экспорту СПГ с Ямала.
По предварительным оценкам, в этом году Австралия поставит за рубеж 78 млн. т СПГ и опередит Катар, который был бесспорным лидером на рынке СПГ последние десятилетия. Ожидается, что в 2020 г. Катар поставит за рубеж СПГ в объеме 75 млн. т.
Катарское руководство не намерено мириться с экспансией Австралии на мировом рынке газа. В ноябре государственная компания Qatar Petroleum раскрыла планы увеличения мощностей по производству СПГ до 126 млн. т/год к 2027 г. по сравнению с 77 млн. т/год в настоящее время. В отличие от Австралии Катар имеет все предпосылки для наращивания производства – огромную ресурсную базу и очень низкую себестоимость добычи. Но Катар крайне уязвим, поскольку расположен в Персидском заливе – самом нестабильном регионе в мире – и имеет сложные политические отношения с соседями.
В течение ближайших пяти лет США могут оставить позади Катар и Австралию и к 2024 г. создать самые большие в мире мощности по производству и экспорту СПГ.
Заокеанский мастодонт. США наращивают добычу природного газа в первую очередь за счет сланцевых структур. В 2018 г. в стране было добыто 82,8 млрд. куб. футов/сут. По предварительным данным, в 2019 г. добыча выросла на 10% и превысила 92 млрд. куб. футов/сут. Но из-за низких цен, растущей задолженности сланцевых компаний в 2020 г. прогнозируется увеличение добычи всего на 3% до 95 млрд. куб. футов/сут.
Несмотря на ожидаемое замедление темпов роста добычи газа, американские компании продолжат наращивать мощности по производству и экспорту СПГ. В 2019 г. совокупная мощность американских СПГ-заводов увеличилась до 6,9 млрд. куб. футов/сут. (71,3 млн. т/год), а экспорт СПГ составил 4,9 млрд. куб. футов/сут. (50,6 млн. т/год). Ряд экспертов даже прогнозируют, что несколько СПГ-терминалов в 2020 г. могут быть остановлены из-за превышения предложения над спросом. Низкие цены и недостаточный спрос могут поставить под угрозы многие СПГ-проекты в США.
В четвертом квартале 2019 г. сингапурская компания Pavilion Energy отказалась от поставок американского СПГ, а некоторые китайские компании выставили на продажу несколько ранее приобретенных партий из-за избытка предложения на внутреннем рынке.
В 2020 г. планируется введение в эксплуатацию СПГ-заводов Cameron, Freeport и Elba Island совокупной мощностью 1,4 млрд. куб. футов/сут. (10,5 млн. т/год). Однако низкие цены на СПГ в будущем могут стать препятствием для заключения долгосрочных соглашений, которые необходимы американским компаниям, чтобы получать банковские кредиты и финансировать проекты по строительству новых СПГ-заводов.
Сложная ситуация на газовом рынке пока не привела к изменению текущих планов, согласно которым США к 2024 г. должны стать крупнейшим экспортером СПГ в мире – объем поставок за рубеж достигнет 13,6 млрд. куб. футов/сут. (свыше 100 млн. т/год).
Перемирие в торговой войне между Вашингтоном и Пекином благоприятно сказывается на всей мировой экономике, но китайский рынок по-прежнему остается закрытым для американского СПГ из-за высокой импортной пошлины, которая составляет 25%. Более того, “Газпром” начал поставки трубопроводного газа в Китай по трубопроводу “Сила Сибири”. Объем поставок в 2020 г. составит 5 млрд. куб. м, будет наращиваться в последующие годы и к 2025 г. достигнет 38 млрд. куб. м.
Даже в случае полного урегулирования торговых разногласий между Вашингтоном и Пекином американский СПГ на китайском рынке может оказаться невостребованным из-за роста предложения и ужесточения конкуренции.
Санкции США: Миллер – под прицелом, Михельсону – приготовиться. Американским производителям СПГ необходим рынок сбыта. Если Китай закрыт, то таким рынком должна стать Европа. Вашингтон уже нанес серьезный удар по экономическим интересам “Газпрома”, напугав санкциями европейские компании, принимающие участие в строительстве СП-2. Завершение проекта переносится на неопределенный срок. Остановка строительства СП-2 – удар не только по “Газпрому”, в первую очередь, по его партнерам – крупнейшим европейским энергетическим компаниям.
В 2014 г. США ввели отраслевые санкции против российских нефтегазовых компаний, включая “Газпром”, который постоянно демонизируется на Западе. Позже санкции были распространены на гигантское Южно-Киринское месторождение “Газпрома” на шельфе Сахалина. Для освоения этого месторождения в 2016 г. в Китае было приобретено судно-трубоукладчик Jascon 18, переименованное в “Академик Черский”. Это судно – последняя надежда “Газпрома” завершить строительство газопровода СП-2.
При текущих низких ценах на газ американский СПГ не способен конкурировать с российским трубопроводным газом. Летом 2019 г., когда цены на газ были самыми низкими, СПГ из США в Европу поставлялся с операционным убытком, что нанесло серьезный финансовый ущерб многим американским компаниям, но не “Газпрому”.
Вашингтону необходимо устранить конкурента и расчистить рынок в Европе для своих компаний, поэтому будут предприниматься все действия, направленные против интересов российской компании. Следует ожидать активизации проамериканского лобби в Брюсселе, “зеленых” партий и природоохранных организаций и отдельных экоактивистов. Борьба против “Газпрома” уже ведется на государственном уровне – санкции против СП-2 включены в военный бюджет США. Американский истэблишмент нашел способ монетизации политики. Ничего личного, только бизнес.
Ужесточением санкций против “Газпрома” дело не ограничится. Успешно конкурировать с американским СПГ в Европе может “НОВАТЭК”, который также станет мишенью для санкций со стороны Вашингтона. По предварительным оценкам, “НОВАТЭК” и его партнеры в 2019 г. поставили в Европу свыше 80% продукции, произведенной в рамках проекта “Ямал СПГ” – около 13,8 млн. т. ЕК признает, что Россия – читай “НОВАТЭК” – становится все более важным поставщиком СПГ на европейский рынок, на котором доля российского СПГ составляет от 15% до 19% – значительно больше, чем американского СПГ.
В начале 2020 г. ожидается ввод в эксплуатацию четвертой производственной линии “Ямал СПГ” мощностью до 1 млн. т/год. Кроме того, дан старт новому масштабному проекту “Арктик СПГ-2”, в рамках которого будут построены три производственные линии мощностью 6,6 млн. т/год каждая. Пуск первой линии планируется в конце 2022 г. – начале 2023 г. Полностью проект будет завершен до 2026 г. При этом “НОВАТЭК” обладает огромной ресурсной базой, а себестоимость добычи немногим выше, чем в Катаре, но значительно ниже, чем в США.
“НОВАТЭК” представляет для американских производителей СПГ прямую угрозу, поскольку российская компания одновременно с реализацией “Арктик СПГ-2” создает отечественные технологии сжижения природного газа, заказывает СПГ-танкеры и намерен строить в России инфраструктуру, необходимую для транспортировки, перевалки и хранения СПГ. Минэнерго РФ закладывает в стратегию создание в Арктической зоне специализированных центров (хабов) по перевалке, хранению и торговле СПГ, реализацию проектов строительства терминалов на Камчатке и в Мурманске.
В западных СМИ уже называют проекты “НОВАТЭКа” новым оружием Путина и угрозой для свободного западного рынка. Следующий шаг – введение санкций против участников СПГ-проектов “НОВАТЭКа” – это вопрос времени. (Rcc/Химия Украины и мира)