Беларусь с 1 марта повысила ставки акцизного налога на автомобильные бензины и дизельное топливо в 4 раза и одновременно ввела понижающий коэффициент для собственных НПЗ в размере 0,25. Об этом сообщила администрация президента Александра Лукашенко.
“Документ направлен на исключение необоснованного импорта автомобильного топлива и повышение привлекательности переработки нефти на отечественных предприятиях по давальческой схеме”, – говорится в сообщении.
Понижающий коэффициент 0,25 для ОАО “Нафтан” и Мозырского НПЗ, который, по сути, нивелирует для них эффект от четырехкратного повышение ставок акциза, установлен “в целях недопущения роста розничных цен”.
По данным белорусской службы статистики, в 2019 г. в страну было импортировано всего 247 тыс. т нефтепродуктов (по УКТВЭД 2710), из которых 77,9 тыс. т из России. В частности, из России поступили 3,3 тыс. т легких дистиллятов (бензины) по УКТВЭД 271012 и 74,6 тыс. т тяжелых дистиллятов (дизтопливо) по УКТВЭД 271019.
Годовое потребление бензина в РБ оценивается в 1,3 млн. т, ДТ – в 3,1 млн. т.
Ставки акцизного налога, согласно редакции Налогового кодекса РБ от 2019 г., составляли 252,59 бел. руб. на тонну для бензина Евро-5 (EUR101/т) и 138,33 бел. руб. для ДТ Евро-5 (EUR55,3/т).
В феврале агентство Reuters со ссылкой на источники сообщало, что АЗС российских нефтяных компаний столкнулись со сложностями в снабжении топливом из-за продолжающегося спора между Минском и Москвой по ценам на нефть. В частности, они рассматривали варианты закупки топлива в соседних странах в условиях резкого сокращения поставок нефти из РФ на НПЗ Беларуси. На розничном рынке Беларуси присутствуют розничные сети российских “ЛУКойла”, “Газпромнефти”, “Роснефти” и “Татнефти”, суммарное число заправок которых составляет около 20% от общего числа АЗС в республике.
С 1 января 2020 г. Беларусь не подписала долгосрочных контрактов на поставки нефти с российскими нефтяными компаниями из-за споров по цене. Предметом спора стала премия к беспошлинной цене нефти, которая в 2019 г. составляла в районе $10/т.
С 2015 г. Россия проводит налоговый маневр, снижая экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты с одновременным повышением налога на добычу полезных ископаемых. Пошлина должна снижаться с 30% на 5 п. п. каждый год и к 2024 г. обнулиться. С поставок в Беларусь пошлина не взимается, поэтому для нее налоговый маневр означает постепенное снижение скидки на российскую нефть до нуля в 2024 г. Например, на март 2020 г. экспортная пошлина составляет $66,9/т. Беларусь оценивает потери от российского налогового маневра в $420-430 млн. только за 2020 г. 21 февраля РФ предложила РБ компенсировать часть этих потерь за счет снижения премии российских НК на $2/т. Финальной договоренности по состоянию на 4 марта не достигнуто.
На март Беларусь планирует закупить две партии азербайджанской нефти через порт Одесса с дальнейшей поставкой по трубопроводу Одесса – Броды. (enkorr.ua/Химия Украины и мира)