Баланс рынка дизельного топлива в январе-марте составил 1570 тыс. т, что на 5,3% больше, чем за аналогичный период 2020 г. (1490 тыс. т). Об этом сообщили в Консалтинговой группе “А-95” со ссылкой на данные собственного исследования.
Внутреннее производство за отчетный период увеличилось на 2% (на 6 тыс. т) до 296 тыс. т по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В частности, Кременчугский НПЗ нарастил выпуск ДТ на 1% до 272,1 тыс. т. При этом на Шебелинский ГПЗ пришлись 24 тыс. т, что на 15% больше показателя прошлого года. Доля украинского ДТ в общем балансе рынка в первом квартале составила 18,9% против 19,5% в январе-марте 2020 г.
Импорт дизельного топлива по итогу трех месяцев вырос на 6,1% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и составил 1 274 тыс. т.
Поставки из Беларуси показали рост в 2,5 раза до 652,1 тыс. т. Такой резкий рост связан с низким показателем импорта ДТ из Беларуси по причине снижения поставок сырья на местные НПЗ в первом квартале прошлого года.
Импорт ДТ из Российской Федерации сократился на 28% до 407,3 тыс. т. Через терминал в Гомеле были поставлены 169 тыс. т российского продукта (-48% к январю-марту 2020 г.), по железной дороге – 190 тыс. т (+25%), по трубопроводу “ПрикарпатЗападтранс” – 42,2 тыс. т (-55%). В связи с санкциями СНБО поставка ресурса по трубопроводу была полностью прекращена во второй половине февраля.
Отгрузки из Литвы за отчетный период сократились на треть до 120,4 тыс. т по сравнению с объемом поставок в январе-марте 2020 г. В портах было оформлено порядка 90 тыс. т дизельного топлива (-51% к I кварталу 2020 г.).
Вследствие давления украинских силовиков компанией Proton Energy Group S.A. (Швейцария) принято решение прекратить поставки российских нефтепродуктов в Украину с 1 апреля 2021 г. В 2020 г. трейдер отправил в Украину 1,74 млн. т дизтоплива (23,4% рынка) и 443 тыс. т (22,3%) сжиженного газа.
Ранее директор Консалтинговой группы “А-95” Сергей Куюн отмечал, что из-за заминки в поставках “Роснефти” апрельский баланс рынка ДТ сойдется только при условии поставок по морю объемом около 150 тыс. т. При этом, по его словам, дальнейшая неопределенность с новым поставщиком российского ресурса и остановка Мозырского НПЗ на плановый ремонт спровоцируют дефицит дизельного топлива и сжиженного газа на украинском рынке в мае.
Баланс украинского рынка дизтоплива в 2020 г. увеличился на 5,8% до рекордных за весь период наблюдений 7,39 млн. т. При этом внутреннее производство выросло на 39% до 1,12 млн. т, а импорт прибавил 1,4% и составил 6,26 млн. т. (enkorr.ua/Химия Украины и мира)