В январе-апреле баланс рынка бензинов в Украине вырос на 16,6% (на 101,2 тыс. т) до 710,6 тыс. т по сравнению с аналогичным периодом 2020 г. (609,4 тыс. т), сообщили в Консалтинговой группе “А-95” со ссылкой на данные собственного исследования.
Внутреннее производство увеличилось на 6,7% (на 21,9 тыс. т) до 348,6 тыс. т по сравнению с январем-апрелем прошлого года. В частности, Кременчугский НПЗ нарастил выпуск бензинов на 8,6% до 300,6 тыс. т, из которых 77,2 тыс. т были произведены в апреле (+5% к апрелю 2020 г.). На Шебелинский ГПЗ в январе-апреле пришлись 48 тыс. т, это на 4% меньше показателя аналогичного периода прошлого года. Доля украинских бензинов в общем балансе рынка по итогу четырех месяцев составила 49% против 53% в январе-апреле прошлого года.
Импорт бензинов за отчетный период вырос на 30% до 362 тыс. т. В том числе в апреле было ввезено 99,1 тыс. т или на 55,3% больше по сравнению с апрелем 2020 г.
Крупнейшим поставщиком бензина остается Беларусь, на счету которой в январе-апреле 85% импорта (308,8 тыс. т), что в полтора раза больше прошлогоднего показателя. Импорт автомобильных бензинов из Литвы за этот период сократился на 37% до 53,1 тыс. т.
По данным Консалтинговой группы “А-95”, в 2020 г. баланс бензинов составил 2,122 млн. т, увеличившись за год на 9%. При этом баланс рынка эксперты оценивают в 2,7 млн. т, поскольку около 0,5 млн. т автобензинов производится на мини-НПЗ и нефтебазах из привозных компонентов: октаноповышающих растворителей, технологического бензина, ММА и т. д.
Для борьбы с теневым сегментом рынка легальные игроки, профильные ассоциации и эксперты предлагают ужесточить контроль за перемещением углеводородного сырья, деятельностью мини-НПЗ, возобновить проверки контроля качества нефтепродуктов на АЗС и начать усиленный мониторинг налоговой нагрузки на автозаправочные сети. Правительство обещает рынку поддержку, однако никакие продуктивные инициативы пока не реализованы. (enkorr.ua/Химия Украины и мира)