Энергопереход по-китайски – это сокращение выбросов парниковых газов, но при этом еще и наращивание импорта газа, даже если он не трубопроводный и становится все дороже.
Пять из двенадцати месяцев 2020 г. КНР закупала больше сжиженного газа, чем Япония, мировой лидер по приобретению этого типа энергоносителя в мире. Тенденция продолжилась в этом году и все время усиливается. К примеру, в апреле поставки СПГ в Китай выросли до 7,032 млн. т – на 34% больше, чем в тот же месяц годом ранее. И это несмотря на то, что цена на газ в Азии растет. В апреле азиатский спотовый индекс Platts JKM (Japan Korea Marker, отражает спотовую рыночную стоимость грузов, поставляемых в Японию, Южную Корею, Китай и Тайвань) составил $282 за тыс. кубометров.
В Wood Mackenzie уверены, что китайский импорт СПГ не будет замедляться. Аналитики из консалтинговой компании (основываясь на данных систем отслеживания морских судов) считают, что в мае объем этих закупок превысил 7 млн. т.
Европа ведет себя иначе. ЕС, несмотря на рекордно низкий уровень заполнения своих ПХГ, снижает объем закупок СПГ. Поступление газа с терминалов по приему СПГ в газотранспортную сеть Европы в мае снизилось на 17% по отношению к показателям апреля. Падение по отношению к маю 2020 г. составляет 19%. Франция и Испания – крупнейшие европейские импортеры сжиженного газа – снижают импорт по отношению к маю 2020 г. на 39% и 34% соответственно. Одна из причин – рекордно высокая цена газа на спотовых рынках ЕС (в среднем за прошедшие месяцы 2021 г. – $264 за тыс. кубометров, а в июне на хабе NCG так и вовсе $360 и выше).
Видимо, Старый Свет проигрывает Азии в борьбе за поставки СПГ, что и отправляет спотовые цены на него “в космос”.
В январе этого года спотовый индекс Platts JKM достиг рекордного $739/тыс. кубометров, но Китай и ряд азиатских стран все равно продолжают наращивать импорт СПГ. Возможно, это связано с тем, что производственные мощности в ряде отраслей КНР в 2020 г. (и в начале 2021 г.) восстанавливались быстрее, чем в Европе, следовательно, нужно было больше энергии. Впрочем, сыграла важную роль холодная зима и нынешнее жаркое лето.
Гендиректор ООО “НААНС-МЕДИА”, доцент кафедры международной коммерции РАНХиГС при президенте РФ Тамара Сафонова отметила, что Китай в 2021 г. активно наращивает закупку не только СПГ, но и других типов энергоносителей. В январе-мае 2021 г. КНР нарастила импорт нефти на 2,3% до 220,5 млн. т, а импорт природного газа в Китай возрос на 24,5% до 68,7 млрд. кубометров, включая 33,9 млн. т (46,8 млрд. кубометров после ре-газификации) в виде СПГ.
“Углеводороды активно закупаются Китаем, в частности для нефтегазопереработки. Рост импорта углеводородов Китаем не является подтверждением отсутствия действий по развитию ВИЭ. В Китае утвержден “План развития индустрии новых энергетических транспортных средств (2021-2035)”, согласно которому к 2025 г. продажи новых электромобилей (EV) достигнут примерно 20% от общего объема продаж новых транспортных средств. Согласно этому плану, авто в госсекторе вообще полностью перейдут на электричество. Более того, сейчас в КНР наблюдается растущий спрос на нефтепродукты для производства пластмасс, необходимых для будущего роста производства EV”, – заявила Тамара Сафонова.
Казалось бы, при таких высоких ценах на СПГ и борьбе за его поставки Китаю может прийти на помощь трубопроводный газ. Правительство и бизнес КНР должны быть заинтересованы в увеличении объемов прокачки и даже ускоренной разработке и постройке новых коммуникаций, к примеру, той же “Силы Сибири-2”.
Однако объем закупок Поднебесной по трубопроводам на фоне увеличения импорта СПГ выглядит незначительным. Это касается и поставок из России, которая в конце 2019 г. пустила в эксплуатацию “Силу Сибири”. По итогам 2020 г. “Газпром” отправил по трубопроводу в КНР около 4,1 млрд. кубометров. Да, по условиям договора, заключенного сроком на 30 лет, “Сила Сибири” выйдет на мощность прокачки в 38 млрд. кубометров в год лишь к 2024 г. Однако когда цена газа на спотовых рынках в Европе и Азии уже более полугода показывает высокие отметки, Китаю как можно быстрее нужно наращивать объем прокачки трубопроводного газа. Более того, цена трубопроводного газа из РФ для КНР крайне низкая.
Такая разница в стоимости сжиженного и трубопроводного (из России) газа для Китая обусловлена в первую очередь разным принципом ценообразования. Стоимость газа в ЕС часто формируется с привязкой к спотовым ценам на газ с определенным временным лагом, хотя есть и контракты с “Газпромом”, в которых действует привязка цены газа к нефтяным котировкам (сейчас они обеспечивают меньшую стоимость, чем на споте). Но цена на трубопроводный газ в Китае по контракту с российским холдингом привязана к стоимости мазута и газойля с девятимесячным лагом и меняется поквартально.
Трубопроводное “голубое топливо” из РФ в последнее время является для Китая низким по стоимости не только по сравнению с Европой. Цена российского газа ниже, даже если сравнивать ее со стоимостью трубопроводного газа, идущего из среднеазиатских стран и Мьянмы. К примеру, в апреле 2021 г. Китай покупал газ у Туркменистана за $216/тыс. кубометров, у Узбекистана и Казахстана – за $179, у Мьянмы – за $347.
Но при этом мы видим, как бизнес и правительство КНР больше фокусируются именно на вопросах импорта, хранения и использования сжиженного газа. Даже в ходе недавней беседы (видеоконференции 28 июня) президента РФ Владимира Путина с председателем КНР Си Цзиньпином было сказано несколько слов об успешной работе “Силы Сибири”. Однако о проекте “Сила Сибири-2” упомянуто не было.
Трубопроводный газ для китайской экономики, конечно, полезен, однако с некоторыми оговорками. Такая коммуникация актуальна для заводов, электростанций и промышленных объектов, которые обеспечивают стабильный спрос на энергоноситель. Для предприятий и небольших домохозяйств, у которых спрос зависит от сезона, логичнее подвозить СПГ, а не тянуть трубу, из которой будет постоянно поступать газ.
В целом китайский газовый рынок весьма волатилен – объем закупок углеводородов часто уменьшается или увеличивается. Есть прибрежные провинции КНР, куда проще доставлять СПГ в необходимых для покупателя объемах, а не прокачивать туда газ и потом думать, что же делать с его избытком на этой территории.
Как утверждает аналитик по газу Центра энергетики Московской школы управления “Сколково” Сергей Капитонов, стратегия энергетической безопасности Китая подразумевает диверсификацию источников поставок, значит, наличие возможностей импорта как трубопроводного газа, так и СПГ. Сегодня определенный перевес наблюдается в сторону СПГ. В прошлом году Китай импортировал порядка 50 млрд. кубометров трубопроводного газа и свыше 90 млрд. кубометров газа в форме СПГ. Частично сложившаяся ситуация связана и с географическим разделением внутреннего рынка Китая: трубопроводный газ, как правило, питает запад страны и центральные регионы, СПГ – прибрежные восточные провинции и юг.
“Система магистральных газопроводов считается “слабым звеном” газовой отрасли Китая. Недостаточная протяженность трубопроводов, а также относительно слабая взаимосвязанность такой инфраструктуры тормозит развитие добычи и потребления газа в КНР”, – говорит аналитик “Сколково”.
Сегодня в Китае наблюдается серьезная зависимость от двух поставщиков: Туркменистана (поставки трубопроводного газа) и Австралии (поставки СПГ). Если ориентироваться на поставки нефти в КНР, где ни у одного из импортеров доля не превышает 15%, то можно сделать вывод, что Китай будет стремиться к расширению числа потенциальных партнеров.
Сергей Капитонов уверен, что если сегодня в Китае явный перекос в сторону СПГ, то в будущем баланс может сместиться. К середине 2030-х годов потенциальные объемы поставок по контрактам на трубопроводный газ превысят возможные поставки СПГ (из-за истечения долгосрочных СПГ-контрактов). Это значит, что для достижения баланса Китаю придется заключать новые соглашения на поставки сжиженного газа.
В Китае активно строятся и модернизируются уже существующие СПГ-терминалы. К концу 2020 г. в КНР работали 22 крупных терминала с общей мощностью по приему 81 млн. т сжиженного газа в год. В 2021 г., пишет China Daily, в Китае могут закончить постройку еще двух СПГ-терминалов – Pinghu LNG и Wenzhou LNG, а также увеличить мощности уже существующих 5 заводов по конвертации газа. Это в итоге расширит инфраструктуру страны по приему СПГ еще на 17 млн. кубометров в год.
Также ведется расширение хранилищ для СПГ. К примеру, госкомпания CNOOC намерена к 2023 г. создать крупнейшее хранилище (с возможностью ежегодной переработки 6 млн. т) для сжиженного газа в промышленном парке Яньчэн Биньхай (провинция Цзянсу). “По сравнению с углем и нефтью 6 млн. т СПГ могут помочь сократить выбросы углекислого газа на 18,82 млн. т, а оксида азота – на 334 тыс. т”, – подчеркнули в CNOOC.
“Рынок газа в КНР еще очень далек до насыщения. Трубопроводные поставки – это долгосрочное решение. Если нужно больше газа прямо сейчас, то приходится закупать больше СПГ и переплачивать”, – считает заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.
Что же до трубопроводного газа из РФ, то пока у Китая нет технической возможности в один момент сильно увеличить эти поставки. По “Силе Сибири” идет период наращивания прокачки в соответствии с контрактом. Что-то можно ускорить, но для этого нужны соответствующие коммерческие договоренности.
“Думаю, это ошибка Китая, что они не форсировали переговоры по “Силе Сибири-2″. Сейчас бы уже имели дополнительный крупный источник поставок трубопроводного газа по более низкой, чем СПГ, цене. Но это форсирование все равно произойдет. Китаю требуется больше газа для снижения доли угля в энергобалансе и поддержания экономического роста в долгосрочной перспективе”, – уверен Алексей Гривач.
Несмотря на малый объем поставок по газопроводу в КНР, для РФ как для экспортера не только трубопроводного газа, но и СПГ нынешнее положение дел на китайском рынке все равно выгодно. К примеру, в ходе недавно прошедшего Петербургского международного экономического форума представители «НОВАТЭКа» сообщили, что его зарегистрированная в Сингапуре дочерняя структура NOVATEK Gaz & Power Asia заключила с китайской компанией Zhejiang Energy Gas Group соглашение о долгосрочных поставках (на 15 лет) сжиженного газа, производимого в рамках проекта “Арктик СПГ-2”.
Выходит, даже когда в Европе – важнейшем рынке для РФ – спрос падает из-за высокой стоимости углеводородов, КНР выступает для российского экспорта неким резервным рынком сбыта, который готов поглощать этот товар несмотря на негативную (для потребителей газа) конъюнктуру рынка. Впрочем, такой резерв пока что не слишком большой.
За 2020 г. РФ экспортировала в Поднебесную до 5 млн. т СПГ, за счет этого попав в пятерку крупнейших поставщиков сжиженного газа для Китая. Но пока что для самой РФ такой объем экспорта в КНР не является равноценной заменой европейскому рынку, на который Россия в 2020 г. отправила более 20 млн. т сжиженного газа.
Если китайские власти и бизнес продолжат активно наращивать импорт СПГ и строить соответствующие терминалы, то в перспективе КНР станет более ценным клиентом для РФ, особенно, когда Старый Свет пытается экономить и “зеленеет”, сокращая закупки, как это происходит сегодня.
Как считает аналитик по газу Центра энергетики Московской школы управления “Сколково” Сергей Капитонов, для России рост газового рынка Китая выгоден не только с точки зрения потенциального рынка сбыта. Эксперт подчеркнул, что согласно прогнозам, к середине 2030-х годов импорт газа в Китай должен увеличиться вдовое, превысив 300 млрд. кубометров, а это открывает значительную нишу для России как поставщика. Однако важно понимать и то, что Китай, превратившись в глобального супер-импортера СПГ, будет еще больше влиять на конъюнктуру других газовых рынков мира, “оттягивая” на себя объемы СПГ от других поставщиков, тем самым “освобождая” место для “Газпрома” на рынке Европы. (oilcapital.ru/Химия Украины и мира)