Нефтегазовая ассоциация Украины (НАУ) считает законопроект №3356-Д об обязательном использовании жидкого биотоплива преждевременным и дискриминационным и призывает народных депутатов воздержаться от его принятия. Об этом говорится в сообщении пресс-службы профильного объединения.
Отмечается, что ассоциация неоднократно обращалась к главам комитетов ВРУ с критическими замечаниями к этому законопроекту и подчеркивала необходимость достижения ряда важных предпосылок для рынка перед введением обязательного добавления биокомпонентов в состав бензинов, чтобы предотвратить негативные последствия для рынка и потребителей.
“Прежде чем принимать подобный инструмент, необходимо привести рынок моторных топлив в надлежащее состояние: очистить его от нелегального сегмента, сбалансировать ставки акциза и обеспечить эффективный контроль качества топлива”, – объясняет президент НАУ Неля Привалова.
В частности, наличие нелегального сегмента, который не платит налоги, не вкладывает инвестиции для выполнения законодательных требований по строительству, безопасности труда, экологии, санитарных и других норм, еще больше углубит диспропорцию в конкуренции при введении обязательного добавления биокомпонентов.
Так, отмечают в НАУ, несмотря на усилия правоохранительных органов, в стране продолжают работать мини-НПЗ, которые не доплачивают акциз и НДС, производят контрафактное топливо, а также АЗС, которые не проводят расчеты через РРО и “продают” документы на топливо в реальный сектор экономики, чтобы не платить НДС.
“Стоимость биоэтанола значительно выше стоимости бензина, это повлечет повышение стоимости топлива для потребителей. Честные и законопослушные компании, работающие на топливном рынке, будут нести существенные финансовые потери по сравнению с теневиками. Для решения этой проблемы нужно вычистить рынок от нелегальной части”, – говорится в сообщении.
Также важной предпосылкой для принятия законопроекта, по мнению НАУ, должно стать сбалансирование ставок акцизного налога на сжиженный газ и бензин. Сейчас ставка акцизного налога на сжиженный газ составляет 52 евро/1000 литров, что в 4 раза несправедливо ниже ставки налога на автомобильные бензины, которая составляет 213,5 евро/1000 литров.
НАУ поддерживает сбалансирование ставок акцизного налога на бензин и СУГ на уровне 139,5 грн. за 1000 л. Если этого не осуществить, то некуда будет добавлять биокомпоненты, поскольку в последние годы половина рынка бензинов замещена сжиженным газом.
По мнению НАУ, Госэкоинспекция, на которую законопроектом предлагается возложить функции по проверке наличия биокомпонентов в бензинах, является недостаточно эффективным органом по контролю фактического качества топлива. Проверки проводятся только по бумагам и объемы контрафакта только растут.
В НАУ убеждены, что для подготовки рынка и государственных институций к внедрению таких новаций нужно не менее 2 лет, в течение которых будут приняты все необходимые подзаконные акты и будут выполнены все вышеуказанные предпосылки – то есть не раньше июля 2023 г.
НАУ также подчеркивает недопустимость введения слишком больших штрафов, размер которых несовместим с сущностью правонарушений и не соответствует уровню штрафов, предусмотренных украинским законодательством для более существенных правонарушений.
Верховная Рада 30 июня поддержала в первом чтении законопроект № 3356-Д об обязательном добавлении биоэтанола в автомобильные бензины.
Проект закона предусматривает введение с 1 мая 2022 г. обязательной квоты на добавление биокомпонентов в автомобильные бензины на уровне не менее 5% (объемных). Это требование не будет распространяться на бензины с октановым числом 98 и выше, а также на бензины, закупаемые Государственным агентством резерва и Министерством обороны. (enkorr.ua/Химия Украины и мира)