В результате блокады польско-украинской границы импорт горючего из Польши автотранспортом снизился с 70 тыс. тонн до 30 тыс. тонн в месяц, сообщил соучредитель консалтинговой группы “А-95” Артем Куюн в ходе экспертного обзора украинской экономики за февраль в Центре экономической стратегии 14 марта. “Если в среднем через польскую границу до блокады в 2023 году шли 70 тыс. тонн в месяц, сейчас это в лучшем случае 30 тыс. тонн”, – сказал он.
По словам эксперта, наибольший объем горючего с ноября 2023 года перешел из польской на румынскую границу, что связано преимущественно не с переадресацией товарного потока из Польши, а со сменой источника закупок. “И неплохо отработала железная дорога через Польшу. Это трейдеры, которые смогли переориентироваться, но здесь речь идет не только об объеме, но и о его мобильности”, – отметил Куюн.
Как он пояснил, горючее, которое пересекает границу в бензовозе, может дойти до потребителя на автозаправке через 4-5 дней, в то время как путь к потребителю через железнодорожную цистерну может растянуться на несколько недель.
“Однако в настоящее время трейдеры адаптировались, уже идут стабильные поставки, новую блокаду даже сжиженный газ встретил без проблем”, – констатировал эксперт.
Он отметил, что блокада и вынужденная смена логистических коридоров оказывают существенное влияние на функционирование рынка горючего, однако трейдеры в ответ постоянно модернизируют и усовершенствуют свои логистические пути и располагают подстраховочными вариантами.
“Наверное, это эффект от 2022 года, когда 80% поставок большого рынка за четыре-пять месяцев были просто развернуты на 180 градусов. Мы интересовались у заграничных коллег – таких прецедентов никто в истории вспомнить не может”, – резюмировал Куюн. (Укррудпром)