Растущий аппетит европейского нефтехимического сектора к LPG был жизненно важен для сохранения позиции региона как важного узла LPG в течение последних нескольких десятилетий. Но этот выход может оказаться под растущим давлением из-за более доступной и конкурентоспособной по цене нафты с европейских НПЗ, а также этана из США, в то время как региональное производство олефинов замедляется.
Производство СУГ в Европе и спрос на СУГ в качестве топлива находятся в состоянии долгосрочного спада. Первое ограничивается истощением месторождений в Северном море и давлением энергетического перехода в Норвегии и Великобритании, даже если инвестиции будут сделаны, чтобы попытаться поддержать поставки нефти и газа в Северном море в преддверии чистого нуля. Оно также подрезано стареющим сектором переработки, которому катастрофически не хватает инвестиций, а также находится под угрозой энергетического перехода. Тем временем потребление СУГ не нефтехимического происхождения снижается и упало бы еще сильнее, если бы не рост продаж автогаза в Восточной Европе – еще один сектор, движущийся к декарбонизации.
Это показывает, насколько важен дешевый и обильный импорт сжиженного нефтяного газа из США с точки зрения поставок и инвестиций в гибкость европейского парка этиленовых паровых крекеров с точки зрения спроса. Последнее возникло из-за круглогодичных скидок, которые сжиженный нефтяной газ обеспечил себе по сравнению с сырой нафтой с тех пор, как поставки из США начали прибывать на берега Европы. Но здоровые скидки на сжиженный нефтяной газ по сравнению с сырой нафтой могут вскоре сократиться, поскольку европейские НПЗ производят все больше нафты, в то время как спрос на нефтепродукты и сырье для крекинга снижается.
Региональные нефтепереработчики обнаружили, что нафта оказывает гораздо большее влияние на их итоговые показатели после пандемии COVID. Скидка нафты по отношению к североморской датированной нефти в среднем составила $8/барр. в этом году на северо-западе Европы и $11/барр. с 2022 года по сравнению с $4/барр. в 2010-2019 годах. По данным Евростата, в этом и прошлом году европейские нефтепереработчики произвели гораздо больше нафты, чем поставляли на внутренний рынок, в том числе производителям нефтехимической продукции. Это связано с тем, что наиболее выгодной для них нефтью становится все более легкая. Потеря российской среднесернистой нефти Urals из-за санкций ЕС была частично компенсирована поставками в регион большего количества богатой нафтой легкой сладкой нефти WTI из США – объемы выросли примерно до 1,86 млн. барр./д. в первой половине года с 1,45 млн. барр./д. в 2022 году, показывают данные Kpler.
Легкая нафта, которая все чаще выходит с нефтеперерабатывающих заводов, больше подходит для крекинга. Но производство олефинов в ЕС сократилось после пандемии, а показатели работы крекеров по-прежнему сильно отстают от показателей до 2020 года. По данным Евростата, европейское производство полипропилена в прошлом году было самым низким с 2013 года и на 20% ниже пикового значения 2017 года. Это отчасти связано с тем, что нефтехимический сектор ЕС утратил конкурентоспособность по сравнению со своими азиатскими конкурентами.
Дешевые сланцы. Сланцевый бум в США, который наводнил Европу дешевым сжиженным нефтяным газом, также одарил США обильными объемами еще более дешевого нефтехимического сырья – этана. За последние два десятилетия зарубежные поставки выросли, но инвестиции, необходимые в крекинг-установки, работающие на этане, экспортные мощности США и суда для перевозки этана, ограничили европейское потребление. Тем не менее, потоки растут. В этом году Европа импортировала около 180000 тонн этана из США в месяц, что стабильно с 2023 года, но на 12% больше, чем в 2022 году, показывают данные Kpler. США поставляют 750000 тонн в месяц с 2023 года, что более чем в три раза превышает объем 2017 года. Тем временем цены на этан в США продолжают падать, поскольку поставки продолжают расти.
Европейский производитель Ineos должен открыть крупнейшую в Европе крекинг-установку в Антверпене к 2026 году, установку производительностью 1,4 млн. тонн в год, работающую на этане. Могут возникнуть и другие инвестиции в новые мощности, работающие на этане, или в конверсии крекинг-установок. Проблема доставки этана через Атлантику может затянуть планы по увеличению его использования в Европе, но он, вероятно, будет поступать в больших объемах и, вероятно, присоединится к растущим поставкам нафты, что потенциально снизит привлекательность СУГ среди производителей, стремящихся восстановить свое конкурентное преимущество. (argusmedia.com)