Доля РФ на мировом рынке сжиженного природного газа к 2020 г. останется на уровне 6% только при благоприятных обстоятельствах, подсчитали аналитики энергетического центра бизнес-школы “Сколково”. Хотя объем рынка СПГ должен за это время вырасти в 1,5 раза за счет спроса в Азии, предложение, вероятно, будет увеличиваться быстрее. Ценовая конкуренция обострится как за счет применения технологических новинок, так и в результате возникновения новых крупных экспортеров, в частности США. В этих условиях российские СПГ-проекты рискуют оказаться на грани рентабельности или даже вне рынка.
Мировой спрос на СПГ увеличится с нынешних 240 млн. т до 400 млн. т к 2020 г. и около 500 млн. т к 2030 г., говорится в исследовании энергетического центра “Сколково”. Основной рост спроса придется на страны Юго-Восточной Азии, однако и Европа, несмотря на крайне умеренный рост потребления газа в целом, нарастит потребление СПГ вдвое – до 130 млн. т с нынешних 64 млн. т. Однако рост производства СПГ, вероятно, не отстанет от динамики спроса: к 2020 г. мощности по выпуску СПГ удвоятся и составят около 580 млн. т/год. Наибольший прирост мощностей запланирован на 2015 и 2017 годы (по 53 млн. т) за счет начала работы австралийских и американских проектов. При этом заявленные планы строительства терминалов по экспорту СПГ из Северной Америки на настоящий момент составляют 270 млн. т – больше, чем нынешний объем мировой торговли. Даже если эти планы будут реализованы только наполовину (как предполагают аналитики “Сколково”), они окажут понижательное давление на цены.
Сейчас более 70% мирового СПГ поставляется в Азию, прежде всего в Японию и Южную Корею, именно в этом регионе складываются премиальные цены на СПГ на уровне $16-18 за MMBtu (1 млн. британских тепловых единиц) против $10-12 в Европе и $4-5 в США. Столь значительная разница в ценах способствует увеличению гибкости рынка. Аналогичное влияние даже в больших масштабах на рынок вскоре окажут технологические изменения: появление плавучих терминалов по приему СПГ и плавучих заводов по его производству. Кроме того, создание газовозов-гигантов класса Q-Max уже привело к сокращению стоимости транспортировки СПГ на 40%. Ожидается, что в ближайшее десятилетие дедвейт газовозов будет увеличен до 350 тыс. куб. м за счет увеличения осадки до 25 м: это уменьшит затраты на транспортировку вдвое и сделает танкерные перевозки СПГ конкурентоспособными по сравнению с газопроводом на расстояниях более 2 тыс. км.
Растущая конкуренция среди мировых поставщиков СПГ как по объемам производства, так и по стоимости на целевых рынках может драматическим образом сказаться на перспективах российских СПГ-проектов. По мнению авторов исследования, вышеперечисленные факторы вкупе с изменениями в ценообразовании (увеличение доли спотовой торговли) могут привести к снижению стоимости СПГ на азиатском рынке до $12 за MMBtu к 2020 г. В настоящее время в России существует единственный завод СПГ в рамках проекта “Сахалин-2”, российские компании до 2020 г. планируют строительство еще 4 заводов: “Ямал-СПГ” («НОВАТЭК», первая очередь 5,5 млн. т), “Владивосток-СПГ” (“Газпром”, 5 млн. т), проект “Роснефти” и ExxonMobil на Сахалине (5 млн. т), а также “Печора-СПГ” (2,6 млн. т). Из них только продукция завода на Ямале относительно комфортно конкурирует с альтернативными поставщиками на рынке АТР. “Понятно, что цена СПГ с завода во Владивостоке с учетом стоимости трубы с месторождений Ковыкты и Чаянды будет верхней границей стоимости российского газа на рынке АТР, – полагает старший аналитик энергетического центра Мария Белова. – Что касается завода “Роснефти”, то здесь есть неопределенность как с ресурсной базой, так и со сроками”. По ее мнению, “доля России на мировом рынке СПГ к 2020 г. составит в лучшем случае 6% даже с учетом либерализации экспорта”. (Rcc/Химия Украины, СНГ, мира)