Ведомство начало тестирование продуктов немецкой DAW SE и шведской Escaro. Производители сомневаются в верности первых выводов экспертизы, пеняя на “политизированность стройки”. Но готовятся к худшему.
Еще летом Центр гигиены и эпидемиологии исследовал материалы и обнаружил превышение норм выделения формальдегида. Согласно Единым санитарно-эпидемиологическим требованиям, краска не должна выделять больше 0,01 мг формальдегида на кубометр воздуха в сутки. Немедленно запретить использование токсичных материалов и утилизировать оставшуюся краску и штукатурку Роспотребнадзор предписал “Метрострою” под угрозой штрафа в 20 тыс. руб.
Заключения центра датированы 8 июля и 29 августа. Спустя 3 месяца Роспотребнадзор пришел с проверкой на заводы, заподозренные в выпуске токсичной продукции, рассказали сотрудники предприятий. В конце октября – начале ноября ведомство отобрало пробы на заводе “ДАВ-Тверь”, входящем в немецкую группу DAW SE. Помещения арены стадиона на Крестовском красили его краской Alpina Expert. А также на петербургском производстве “Эскаро Кемикал АС” шведской Escaro Group AB. Его штукатурку Aura Decor Putz наносили на стены цокольного этажа.
Краска и штукатурка, которые компании поставляли на стройку, доступны и на розничном рынке, значит, их используют для отделки квартир и социальных объектов по всей европейской части России. Общая мощность заводов превышает 40 тыс. т материалов в год. Нарушение норм может сказаться на здоровье. Газообразный формальдегид относится к классу высокоопасных веществ. Передозировка чревата последствиями, среди которых головные боли и аллергии – не самые неприятные.
Для изготовителей красок проверки Роспотребнадзора стали неожиданностью. Сбор проб на площадке арены проводился без их представителей. Компаниям не представили ни протоколов, ни информации о методике исследования, возмущаются на заводах. Кроме того, отделочные материалы, использовавшиеся на стадионе, прошли сертификацию и регистрацию в Роспотребнадзоре.
“Официальных результатов исследований нашей продукции пока нет, нет никаких предписаний от официальных органов, обсуждать и комментировать в связи с этим нам пока нечего”, – говорит Дмитрий Редькин, директор по развитию “Эскаро Кемикал АС”. “Насколько я помню, речь шла о якобы пятикратном превышении нормы. Мы уверены, что такого точно нет”, – добавляет руководитель отдела продукт-менеджмента “Дав-Руссланд” Роман Рязанцев.
Компании сомневаются в правильности измерений и в том, что под экспертизу попал именно их продукт. Сначала проверки пришлись на пору конфликтов Смольного с экс-подрядчиком стройки “Трансстроем”. Теперь же за кулисами идут переговоры об условиях передачи арены между городом и клубом “Зенит”. Тем не менее, оба производителя красок готовятся к худшему. На случай, если формальдегид снова даст о себе знать, они добровольно отправили на проверку образцы закупаемых сырьевых компонентов. И запустили внутренние программы проверки качества. “Рецептура продуктов – как живой организм. Она постоянно корректируется, – поясняет Роман Рязанцев. – Например, из-за изменения курса (в кризис 2014 г.) мы начали менять импортное сырье на отечественное”.
Производители краски проверяют сертификаты входящих ингредиентов и проводят выборочный анализ. Но фактически хроматографов, необходимых именно для выявления формальдегида, на предприятиях нет.
Основные “подозреваемые” в излишней токсичности отделки – консерванты. Без таких добавок материалы хранятся менее полугода, а розничные сети требуют больших сроков. Формальдегид применяли в производстве в 1950-1970 гг. как консервант для водных красок и штукатурки, объясняет заместитель гендиректора по науке ХК “Пигмент” Андрей Дринберг. В нынешнем веке от вредной практики отказались. В Европе появились бесформальдегидные консерванты и добавки, в которых формальдегид используется в связанном состоянии и менее токсичен. Разница между ними в стоимости немалая – безвредные компоненты примерно в 4 раза дороже. Кроме того, не исключено, что формальдегид может оказаться в базовом компоненте красок – дисперсии, образующей пленку, в целлюлозных волокнах, необходимых для рельефного эффекта, или добавках, регулирующих вязкость, рассказал один из игроков рынка.
Результатов исследований придется ждать около месяца. Все это время партии, из которых отобраны образцы, – тонны штукатурки и краски – ждут своего часа на складе. По закону Роспотребнадзор пока не может запретить продажу какого-либо продукта. Предписания могут выдаваться только по отношению к определенной части товара.
Как долго выветривается формальдегид из “загрязненных” помещений – неизвестно. Однако октябрьские замеры состава воздуха в помещениях стадиона не выявили отклонений от нормы, указывают производители. Впрочем, после начала работы арены картина может меняться – при прогреве помещений выделение формальдегида возрастает. (Фонтанка.ru/Advis/Химия Украины и мира)