В ноябре силовые ведомства начали тормозить на границе грузовые составы со сжиженным газом, а затем и вовсе арестовали несколько отдельных партий газа в рамках дела о финансировании терроризма, спровоцировав перебои в поставках, пишет эксперт “Консалтинговой группы А-95” Артем Куюн.
По его словам, к настоящему моменту известно, что проблемы возникли у импортеров, связанных лишь с одним поставщиком, против которого открыто уголовное производство. “На сегодняшний день известно, что на стадии отбора проб или конфискации находятся два с половиной десятка вагонов не связанных между собой компаний “Лео-Петрол”, “Автотранс” и “Укргазпетролеум”, поставлявших газ в хранилище компании, против которой возбуждено упомянутое дело, – “Укрпетролпостач”. Всего же, по данным Центральной энергетической таможни, в оформлении задерживается более 5,5 тыс. т газа”, – отмечает А. Куюн. Рынок отреагировал на аресты мгновенно: трейдеры остановили поставки или держат свой товар у границ, опасаясь возможных действий СБУ. Руководитель Центральной энергетической таможни Александр Пиковский заявил, что партии газа задерживают для взятия проб и анализа груза, поскольку в нем, согласно материалам дела, могут содержаться опасные вещества. Трейдеры считают, что пробы – это предлог для того, чтобы держать груз на путях, постепенно увеличивая его себестоимость. Куюн при этом указывает, что заявленные пробы позволяют установить лишь фракционный состав продукта.
Единственное, что объединяет пострадавшие от действий СБУ компании, – это адресация их товара, который следовал на газонаполнительные станции в Макарове (Киевская обл.) и Мелитополе (Запорожская обл.). Обе ГНС находятся в управлении компании “Укрпетролпостач”. “В разборе попавших в опалу операторов интересны два момента. Во-первых, другие структуры, входящие в “УПК-Европлюс”, по сей день беспрепятственно импортируют газ. Во-вторых, в материалах дела №22016220000000238 от 16 ноября 2016 г., на которое ссылаются следователи СБУ при аресте цистерн, не упоминается компания “Укрпетролпостач”. Более того, в деле вообще нет даже намека на сжиженный газ, расследование касается вагонов с дизельным топливом на станции Купянск-Сортировочный”, – пишет Куюн. Автор указывает, что задержки сжиженного газа на таможне ассоциируются у наблюдателей со схемами Сергея Курченко и его группы «ВЕТЭК», в рамках которых поголовные отборы проб газа использовались как инструмент недобросовестной конкуренции, как средство повышения себестоимости газа конкурентов на $150-200. По мнению Куюна, из-за отсутствия на нынешнем энергорынке ключевого игрока более вероятным является иной вариант, согласно которому задержка груза связана с желанием силовиков наладить “взаимовыгодное сотрудничество” с импортерами.
Потребление сжиженного газа в Украине за минувшие три года выросла на 64%, а по итогам 2016 г. данный вид топлива по объему продаж обгонит бензин. (Укррудпром/Химия Украины и мира)