Экспорт шин из России показывает хорошую динамику с конца 2000-х годов. За 2009-2016 гг. он увеличился почти в 2,7 раза, с 9,1 до 24,2 млн. штук, причем больше половины прироста пришлось на 2 последних года (данные ФТС России, ITC Trade Map.). В 2017 г., в связи с восстановлением внутреннего рынка, экспорт остался примерно на достигнутом уровне.
Однако еще более важные изменения произошли в географии российского экспорта шин: если в 2000-е годы подавляющая часть их шла в СНГ, то в 2010-е годы основной объем стал уходить в дальнее зарубежье. При этом в 2017 г. крупнейшим покупателем впервые стала Германия.
За 11 месяцев 2017 г. Россия экспортировала 21,8 млн. штук новых пневматических шин на $1,1 млрд. В товарной структуре экспорта в количестве доминируют легковые шины – 82%, на грузовые приходится около 15%, шины для сельхозтехники составляют 3%, на все прочие приходится менее 1%. В стоимостной структуре значение легковых ниже – около 65%, на грузовые приходится 25%, на шины для сельхозтехники – 6%, для промышленной техники – 3%, авиационные – 1%, прочие – 0,5%.
Всего покупателями российских шин числятся 119 стран, если считать страны с поставками от 500 штук, тогда их будет 87. При этом более чем в 70 стран экспорт в последние два года носит регулярный характер.
Главные импортеры российских шин:
- Германия. 14,8%. 3224 тыс. штук. Первый раз стала лидером в середине прошлого года, но по всему году уступила Казахстану. В этом году ее первенство бесспорное. В импорте Германии доля России достигла 3%.
- Казахстан. 11,8%. 2564 тыс. штук. В 2012-2016 гг. был ведущим покупателем. Один из наиболее сократившихся в 2017 г. рынков (в рамках ЕАЭС статистика позднее может существенно уточниться в сторону повышения), хотя Россия остается на нем лидером.
- Финляндия. 6,8%. 1488 тыс. штук. Стала первой страной дальнего зарубежья, куда был налажен крупный экспорт в новую эпоху. Неудивительно, ведь именно финская “Nokian Tyres” первой из зарубежных шинных компаний организовала производство в России (в Ленинградской области). В 2010-е гг. Россия стала главным поставщиком шин в Финляндию, наша доля примерно 30%.
- Белоруссия. 6,4%. 1395 тыс. штук. Как и Казахстан, традиционный для нас рынок. В последние несколько лет поставки туда заметно выросли, хотя в начале 2000-х гг. они были значительно больше. В импорте Белоруссии Россия доминирует.
- Швеция. 5,6%. 1225 тыс. штук. Россия обеспечивает примерно 5% импорта Швеции.
- Канада. 5,5%. 1203 тыс. штук. В импорте Канады доля России достигла 4%, по большому счету, мы уступаем там только Китаю, США и Японии.
- Италия. 5,3%. 1163 тыс. штук. В импорте Италии доля России – 2%.
- Украина. 5%. 1091 тыс. штук. В 2000-е гг. была главным нашим рынком. Сейчас мы там вторые с долей свыше 10%.
- США. 4,3%. 929 тыс. штук.
- Чехия. 3,7%. 818 тыс. штук. Доля России в импорте Чехии – около 5%.
- Польша. 3,3%. 728 тыс. штук. Доля России в импорте Польши – 4,5%.
- Франция. 2,3%. 500 тыс. штук.
- Норвегия. 2,2%. 491 тыс. штук. Для Норвегии Россия – второй по величине поставщик с долей около 15%.
Далее идут следующие страны: Великобритания – свыше 300 тыс. штук; Испания, Румыния, Киргизия, Азербайджан, Армения, Болгария – по 250-300 тыс. штук; Китай, Швейцария, Бельгия, Узбекистан, Сербия, Словакия – по 200-250 тыс. штук; Молдова, Бразилия – по 150-200 тыс. штук; Литва, Греция, Таджикистан – по 100-150 тыс. штук; Египет, Нидерланды, Венгрия – по 80-100 тыс. штук.
Из прочих выделим в качестве любопытных фактов Японию (57 тыс. штук), ЮАР (37 тыс. штук), Колумбию (25 тыс. штук), Саудовскую Аравию (11 тыс. штук) и Австралию (9 тыс. штук). (plastinfo/Химия Украины и мира)