Стоило Китаю и азиатским морским державам отказаться от импорта пластиковых отходов из ЕС, США и Японии – и западные страны быстро нашли решение, как избавить планету от пластика.
Одна из главных достопримечательностей и гордость Амстердама, полностью, впрочем, игнорируемая туристами, – городской мусоросжигательный завод. Архитектурной и исторической ценности он не имеет. Построенный в 2000-х за $5 млрд., завод стал не только самым дорогостоящим мусоросжигательным предприятием в мире, но и самым эффективным: 99,7% отходов перерабатывается в полезное сырье. Сжигаемый мусор греет воду для амстердамских квартир, а пепел и шлак используются в строительстве дорог и зданий. А вот оставшиеся 0,3% – это накипь на стенках печей, образующаяся при горении пластика. От нее невозможно избавиться, каждые три года завод частично останавливает работу, чтобы соскрести налет. Операция дорогостоящая, а недополученная прибыль составляет десятки миллионов евро. Поэтому на заводе в Амстердаме, как и на других европейских мусороперерабатывающих предприятиях, пластик стараются не сжигать: в печи попадает только незначительное количество бытового городского пластикового мусора (бутылки, стаканчики и прочая мелочь). Промышленные пластиковые отходы закапываются на мусоросвалках. Однако и здесь существуют ограничения, связанные с уровнем токсичности и допустимыми объемами захоронения данного вида отходов.
На протяжении десятилетий тот пластик, который затруднительно сжечь и невозможно захоронить, грузился в европейских портах на корабли и отправлялся на утилизацию в страны Юго-Восточной Азии, преимущественно в Китай, куда до 2018 г. попадали 50% глобальных пластиковых отходов. Но с 1 января 2018 г. налаженные международные мусоропластиковые маршруты резко оборвались, перемешались и превратились в неконтролируемый хаос.
Официально глобальный рынок пластиковых отходов оценивается в $35,1 млрд., согласно данным доклада Plastic Waste Management Report 2019, опубликованным на сайте WiseGuyReports.com. Хотя в другом исследовании на данную тему – Global Plastics Waste Management Market – указана цифра $29,8 млрд. Разницу можно объяснить тем, что около 30% глобальных промышленных пластиковых отходов не учитываются, так как утилизируются нелегально.
В мае 2016 г. Китай достиг пикового показателя по объемам импортируемых пластиковых отходов – 700 тыс. т в месяц. Заводы уже не справлялись с переработкой и утилизацией, мусор начал складироваться в портах и на открытых площадках, что спровоцировало смиренное гражданское население Китая воззвать к правительству с требованием принять меры. Терриконы пластикового мусора никак не согласовывались с заявлением Пекина, озвученным Си Цзиньпином перед международным сообществом при подписании Парижского соглашении о климате в 2015 г., о намерении возглавить глобальное движение по защите окружающей среды.
И Китай принимает беспрецедентные меры. В июле 2017 г. официальный Пекин подает во Всемирную торговую организацию (ВТО) заявку-предупреждение о полном прекращении импорта пластиковых отходов на свою территорию с 1 января 2018 г. Это объясняется как практический шаг в пользу глобальной инициативы ВТО по противодействию неконтролируемому обороту токсичных отходов и защите окружающей среды. Под запрет попали 99,5% пластика, исключение было сделано для нескольких его видов, классифицируемых как “наименее токсичные”, согласно китайским госстандартам контроля импортируемых отходов и сырьевой продукции. Впрочем, с 2019 г. запрет был расширен и на эти виды пластика.
В результате с начала 2018 г. импорт пластикового мусора в Китай сократился до 30 тыс. т в месяц (для сравнения: 600 тыс. т на июль 2017 г.). Зона запрета распространилась и на Гонконг, который выполнял функцию глобального мусоропластикового таможенного хаба, куда стекались и откуда распределялись для дальнейшей утилизации отходы, доставляемые в основном из ЕС, США и Японии.
После того, как Гонконг перестал растамаживать корабли с пластиковыми отходами, компании, зафрахтовавшие суда, начали искать ближайшие порты, где можно было сбросить токсичные контейнеры. В первой половине 2018 г. практически все страны Юго-Восточной Азии стали жертвами невиданной ранее мусорной атаки.
Объем импортируемого пластикового мусора в Индии за первые шесть месяцев прошлого года вырос с 12 тыс. до 35 тыс. т в месяц за счет импорта из Германии и США. Индийское правительство быстро вмешалось в ситуацию и разрешило растаможку только на территории прибрежных специальных экономических зон. Это сократило импорт до 30 тыс. т в месяц. В марте 2019 г. Индия принимает закон о полном запрете на импорт пластиковых отходов, который вступит в силу в сентябре этого года.
По аналогичной схеме развивается ситуация и в других странах региона.
Малайзия: скачек импорта с 20 тыс. т в месяц (декабрь 2017 г.) до 110 тыс. т (март 2018 г.). Причем на первых порах малазийское правительство полностью утратило контроль над ситуацией и мусор бесконтрольно складировался в портах якобы для будущей переработки. Основные экспортеры – Великобритания, Германия, США и Япония. Только в июле правительство вмешивается в ситуацию: устанавливает трехмесячный запрет на любой импорт пластиковых отходов и в октябре вводит в действие новые более жесткие стандарты для импорта и утилизации пластика, обязательные к исполнению всеми перерабатывающими предприятиями страны.
Тайвань: скачек в объемах с 10 тыс. т в месяц до 50 тыс. т. Правительство отреагировало в октябре 2018 г. рядом ограничений по импорту, которые помогли сократить его объем до 20 тыс. т/мес. Основной экспортер – Япония.
Таиланд: скачек импорта пластиковых отходов с 12 тыс. т в месяц до 75 тыс. т. В июне правительство вводит ограничения, сократив объем до 35 тыс. т в месяц, а с 2021 г. Таиланд полностью прекращает импорт пластиковых отходов.
Вьетнам: рост импорта с 7,5 тыс. т в месяц до 100 тыс. т. Запрет вводится в мае 2018 г., а в июне правительство снимает его, объявляя, что не будет выдавать новые лицензии местным компаниям на переработку импортных отходов.
Таким образом, к середине прошлого года большинство азиатских стран приняло жесткие меры по ограничению импорта пластиковых отходов. Исключением на сегодняшний день являются Индонезия и Южная Корея. Первая решила воспользоваться сложившейся ситуацией и своей географической уникальностью (состоит из 17,5 тыс. островов) и подзаработать на складировании отходов. Что касается Южной Кореи, то в стране достаточно много мусороперерабатывающих заводов с неиспользуемым потенциалом переработки.
Но самое главное – пластиковый мусор начинает скапливаться в Европе. С середины 2018 г. отходы из Голландии, Германии и Великобритании начали частично переправляться в Турцию (рост объемов с 4 тыс. т в месяц в 2016 г. до 33 тыс. т в месяц – август 2018 г.). Когда турецкое правительство поняло, к чему идет дело, то ввело частичные ограничения, сократив импорт до 20 тыс. т в месяц.
Западноевропейские страны понимая, что пластиковый мусор теперь девать некуда и что существующая система утилизации не готова к переработке подобных объемов, инициируют тотальный пересмотр глобальных правил торговли и циркуляции пластиковых отходов.
В сентябре прошлого года Норвегия начинает кампанию по внесению дополнений в Базельскую конвенцию от 1989 г. о контроле за трансграничной перевозкой вредных отходов. Текст изменений согласовывается в оперативные сроки, и уже 10 мая дополнения к конвенции подписывают 186 стран. Среди неподписантов – США, но стране все равно придется приспосабливаться к требованиям стран-импортеров.
Главное нововведение Базельской конвенции – перенос большинства видов пластиковой продукции из так называемой “зеленой” категории в “серую”, что дает странам основание вводить ограничения на импорт, исходя из международных и внутренних стандартов контроля за токсичными отходами. Полный свод правил и регуляторных актов будет подготовлен и вступит в силу в 2021 г.
Важным последствием обновленной Базельской конвенции станет необходимость перерабатывать пластиковые отходы у себя на родине. Документ становится достаточным основанием, чтобы правительства выделяли дополнительные госфонды на создание новых утилизационных мощностей, финансирование программ по очищению окружающей среды от пластиковых отходов и т. д.
Отныне контроль за пластиковыми отходами начнет превращаться из разрозненных акций экоактивистов в создание единой, согласованной, глобальной антипластиковой стратегии.
Куда девается промышленный пластик в мире, %: захоронение – 31; сжигание – 20,6; переработка – 20,6; неучтенный – 27,8.
Украину переформатирование пластиковых потоков не задело. Исходя из официальной статистики, импорт полимерных материалов и пластмасс за первый квартал 2019 г. сократился на 1% в денежном выражении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил $792 тыс. Здесь нам на руку сыграла слабо развитая инфраструктура морских портов. В основном пластик и отходы из него транспортируются морем. С другой стороны, в мире распространена практика манипуляций с таможенными кодами, когда отходы в декларациях маркируются как, например, техника для ремонта. Поэтому сложить точную картину исходя только из данных госстатистики практически невозможно. И это характерно для всего мира. (Деловая столица/Укррудпром/Химия Украины и мира)