Производство топлива в Казахстане уменьшилось: бензина – на 3%, дизтоплива – на 6%.
Производство бензина за январь-апрель текущего года составило 1,7 млн. тонн – на 2,6% меньше, чем за аналогичный период годом ранее. Производство дизельного топлива тем временем сократилось на 5,5% до 1,6 млн. тонн. При этом ранее выпуск бензина в соответствующем периоде рос 8 лет подряд, производство дизтоплива – 3 года подряд.
Наибольшие объемы выпуска бензина и дизельного топлива пришлись на Павлодарскую область, где работает ПНХЗ: 579,8 тыс. и 677,5 тыс. тонн соответственно. Тем временем в Шымкенте (где работает ПКОП) производство бензина составило 542,3 тыс. тонн, дизтоплива – 366 тыс. тонн. В Атырауской области (в регионе работает АНПЗ) выпустили 525 тыс. тонн бензина и 537 тыс. тонн дизельного топлива.
Казахстан практически не импортирует и не экспортирует бензин и дизельное топливо. Так, за январь-март текущего года на импорт бензина пришлось лишь 0,02% ресурсов, а экспорт и вовсе отсутствовал. Доля импорта дизтоплива составила лишь 0,8%, а доля экспорта – и того меньше: 0,4%. Экспорт ГСМ из РК запрещен законом для защиты казахстанских потребителей от дефицита в секторе.
Объем реализации как бензина, так и дизельного топлива на внутреннем рынке за январь-март текущего года составил по 1,3 млн. тонн. Продажи бензина за год выросли на 4,4%, продажи дизтоплива – на 1,7%.
В апреле текущего года средняя стоимость литра бензина АИ-92 по РК составила 202 тенге (тг), АИ-95/96 – 252 тг, АИ-98 – 291 тг. Цена литра летнего дизельного топлива составила 293 тг, зимнего – 543 тг.
Цены на бензин по итогам апреля 2024 года выросли на 3,5% за год, а дизтопливо подешевело на 0,8%.
В разрезе марок бензина самое заметное годовое удорожание было отмечено по марке АИ-98: сразу на 20,1%. Бензин марок АИ-95/96 подорожал за год на 16,1%, АИ-92 – на 1,5%. (energyprom.kz)