Государственная авиационная служба Украины запретила заправку воздушных судов авиационным топливом марки JET A-1 производства белорусского завода “Нафтан” (Новополоцкий НПЗ). Об этом говорится в факсограмме, разосланной ведомством начальникам аэродромов.
“Информируем о необходимости применения мер по недопущению заправки воздушных судов авиационным топливом марки JET A-1 производства ОАО “Нафтан” (Новополоцк, Беларусь) в связи с отсутствием подтверждающих документов, касательно соответствия вышеуказанного топлива требованиям технических условий и согласования применения этого топлива разработчиками авиационной техники”, – говорится в факсограмме.
Срок вступления в силу и действия запрета пока не известен.
По данным “Консалтинговой группы А-95”, за 8 месяцев 2017 г. из Белоруссии было импортировано суммарно 10,6 тыс. т авиатоплива, при общем объеме рынка за этот период 323,1 тыс. т (доля – 3,3%). В импорте доля белорусского авиатоплива составляет 5,2%. Основным поставщиком выступает “БНК-Украина” (9,5 тыс. т за 8 месяцев 2017 г.), вторым является Аэропорт “Львов” (1,1 тыс. т).
Источники поставок авиатоплива в Украину за январь-август 2017 г., тыс. т: Кременчугский НПЗ – 120,1; Беларусь – 10,6; Литва – 61,8; Италия – 60,8; Саудовская Аравия – 59,7; Израиль – 6; Греция – 0,8; другие – 3,3.
В 2016 г. Белорусская нефтяная компания закрыла экспорт в Украину авиакеросина из-за разногласий с Государственной фискальной службой по поводу проверки качества продукта. Согласно методике ГФС, белорусский авиакеросин по параметру температуры выкипания при 90% часто имел пограничные значения, в связи с чем попадал в категорию легких дистиллятов, облагаемых повышенной ставкой акцизного сбора.
Поставки были возобновлены в конце 2016 г. после снятия противоречий с ГФС вследствие усиления внимания к качеству топлива в соответствии с требованиями украинского законодательства. Однако объемы поставок существенно упали.
По словам трейдеров, белорусский поставщик требует пакет документов о целевом использовании топлива для гражданских целей, что усложняет поставки по сравнению с другими источниками. Кроме того, за время остановки экспорта в Украину БНК переориентировала экспорт на Балтику: белорусское авиатопливо сегодня занимает до 70% объемов в аэропортах Вильнюса и Риги. Крупнейшим покупателем белорусского продукта в Прибалтике является компания BGS. Она же выступает крупнейшим импортером белорусского продукта в Украине, работая в аэропортах “Борисполь” и “Одесса”. Основные объемы BGS импортирует из Литвы. (enkorr.com.ua/Химия Украины и мира)