Правительство РФ ранее подтвердило введение новых правил для внутреннего топливного рынка. Чиновники уверяют, что топливный кризис уже почти преодолен.
Правда, региональные СМИ пишут о нехватке топлива на автозаправках. Вице-премьер Александр Новак разъяснил, какие четыре решения кабмина позволят продолжить экспорт крупным компаниям.
Крупная сеть автозаправок “Прайм” в Новосибирской области ограничила отпуск бензина АИ-95 автомобилистам из-за нехватки топлива, сообщили в компании. Ранее в местных СМИ была опубликована информация о том, что на заправках сети появилось объявление о том, что в связи с прекращением отгрузок с нефтеперерабатывающих заводов бензин АИ-95 отпускается только по контрактам предприятиям и организациям, обеспечивающим безопасность и жизнедеятельность Новосибирска.
Однако федеральные чиновники считают, что успешно разрешили топливный кризис, который был спровоцирован действиями федеральных ведомств. Правительство РФ в понедельник в целом положительно оценило свои корректирующие меры, которые должны исправить реакцию топливного рынка на прежние регулирующие шаги кабмина. Отмена второй сессии на торгах топливом на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) поможет поддержать достигнутый уровень предложения нефтепродуктов и ликвидность торгов на бирже. Такое мнение высказал вице-премьер Александр Новак во время совещания премьер-министра Михаила Мишустина со своими заместителями.
Новак напомнил, что для нормализации цен на внутреннем рынке 21 сентября был введен временный запрет на экспорт бензинов и дизельного топлива. “Ограничения помогли насытить внутренний рынок, что оказало положительное влияние на цены”, – заявил Новак. По его словам, стоимость топлива на СПбМТСБ снизилась: бензина – на 16%, дизеля – на 21%. “В мелком опте и на нефтебазах цены на дизель уменьшились в среднем на 6,3 тыс. руб./т, это примерно на 8%. Падение цен зафиксировано в 81 регионе”, – сказал он. (На самом деле в понедельник оптовые биржевые цены на дизтопливо и бензин АИ-95 шли вверх, а не вниз.)
Работа по повышению эффективности мер в этой сфере продолжается, заверил Мишустин. Он подчеркнул, что стратегические ресурсы, какими являются все производные от нефти – бензин и дизельное топливо, – должны быть доступны в России в нужном объеме и по приемлемым ценам.
Кратковременные меры сработали, но для стабильного функционирования внутреннего рынка правительством в пятницу на прошлой неделе был принят ряд дополнительных системных мер, проработанных с отраслью и экспертами, сообщил Новак. В частности, принято решение внести поправки в Налоговый кодекс и восстановить с 1 октября топливный демпфер. “Изменение коэффициента по демпферу до 1,0 позволит увеличить размер компенсации нефтеперерабатывающим заводам при продаже моторного топлива на внутреннем рынке. Это позволит обеспечить экономические стимулы к насыщению внутреннего рынка топливом и в результате будет способствовать поддержанию стабильной ценовой ситуации на бирже и в рознице”, – заверил Новак. По некоторым оценкам, россияне потеряли до 100 млрд. руб. на экспериментах правительства на топливном рынке.
Кроме отмены второй торговой сессии на бирже правительство приняло решение по увеличению минимальных нормативов реализации моторного топлива на биржевых торгах – до 15% по автомобильному бензину и до 12,5% по дизельному топливу. Эти меры позволят не допустить снижения достигнутого уровня предложения на бирже и повысить ликвидность биржевых торгов на основной торговой сессии. А это будет способствовать повышению прозрачности торгов и равной доступности биржевого товара для всех потребителей, пояснил логику принятых решений Новак.
По словам вице-премьера, решение о снятии запрета на экспорт дизельного топлива, доставляемого в морские порты трубопроводным транспортом, было принято для того, чтобы не допустить затоваривания хранилищ и снижения переработки на крупнейших нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), которые производят дизельное топливо 5-го экологического класса и обеспечивают снабжение внутреннего рынка.
При этом не менее половины произведенного дизельного топлива должно быть поставлено на внутренний рынок, что позволит гарантировать его обеспечение. Эта мера позволит сохранить загрузку системообразующих НПЗ и даст дополнительный стимул компаниям с исторически более высокой долей экспорта направлять моторное топливо на внутренний рынок, пояснил Новак. Но запрет на экспорт автомобильного бензина и экспорт дизельного топлива железнодорожным транспортом сохраняется, чтобы продолжить наполнение внутреннего рынка и не допустить роста оптовых цен, подчеркнул он.
В качестве еще одного, четвертого по счету, решения правительства Новак назвал введение заградительной – в 50 тыс. руб./т – пошлины на все виды нефтепродуктов, а не только на автомобильный бензин и дизтопливо. Это сделано, чтобы пресечь возможность вывоза нефтепродуктов, которые предназначены для внутреннего рынка (так называемый серый экспорт), и это касается экспортеров, не являющихся производителями нефтепродуктов. “Фактически эта мера начнет действовать после полного снятия запрета поставок на экспорт. Заградительная пошлина не коснется добросовестных производителей – крупных НПЗ с мощностью переработки более 1 млн. т в год”, – сообщил Новак. Таким образом, по его словам, приняты меры, которые позволят пресечь попытки перекупщиков заранее приобретать топливо для последующего экспорта после снятия ограничений. Это также позволит фактически запретить вывоз топлива под видом других нефтепродуктов.
В понедельник правительство также сообщило о выделении дополнительных средств на приоритетные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. В 2023 г. на это будет дополнительно выделено около 4 млрд. руб., из них свыше 2 млрд. – на изыскания в интересах космической отрасли, сообщил Мишустин. “Их все более активно проводит в том числе бизнес. Речь идет прежде всего о создании спутников дистанционного зондирования Земли сверхвысокого разрешения. Сейчас одна из главных задач – это качественное улучшение нашей орбитальной группировки”, – заявил он.
Кроме того, почти 1,7 млрд. руб. будет направлено на развитие технологий накопления электроэнергии. “Они необходимы для налаживания выпуска аккумуляторных ячеек и материалов для производства современных батарей, которые обладают высоким потенциалом применения во многих отраслях и сферах жизни людей, отметил глава кабинета.
Правительство дополнительно выделит в 2023 г. 1,2 млрд. руб. на поддержку индустрии, связанной с развитием искусственного интеллекта (ИИ). “От результатов в этой сфере зависит место России в мире, суверенитет, безопасность и состоятельность страны, наши возможности на новом уровне решать задачи экономического, промышленного, социального развития, создавать условия для самореализации граждан, для запуска общественных инициатив”, – сказал Мишустин, сославшись на слова президента Владимира Путина. (Rcc/Химия Украины и мира)