Рост европейских котировок и обязательное добавление биоэтанола увеличило себестоимость бензина, что помешало продолжению апрельского падения. В то же время дизель подешевел под давлением излишней наценки и огромных объемов поставок.
Отложенный потенциал. В мае котировки бензина в среднем выросли на $21/т (0,79 грн./л), дизельного горючего – на $9/т (0,38 грн./л). Но за последние два месяца цены на дизтопливо в Европе снизились на $82,5/т или 3,45 грн./л, на бензин – на $74,5/т (2,78 грн./л). Новые требования к бензину стоили в среднем сетям дополнительных $20/т (0,75 грн./л), что частично нивелировало падение внешнего рынка.
Добавил свой вклад и валютный курс: если по итогам мая доллар и евро почти не изменились, то по отношению к началу апреля доллар вырос на 0,31 грн./$, евро – на 2,54 грн./евро. Это прибавило на акцизе лишних 0,65 грн./л на бензине и 0,55 грн./л на дизеле.
Учитывая прибавку за биоэтанол и плюс на акцизе, потенциал удешевления бензина в мае составил около 1,38 грн./л, дизеля – 2,90 грн./л. Согласно мониторингу Консалтинговой группы “А-95”, розничная стоимость бензина в течение мая снизилась на 1,12 грн./л, дизельного горючего – на 1,85 грн./л. Как видим, если на бензине рынок почти отыграл потенциал, то по дизельному горючему пришел к финишу с большим отставанием.
Активные “экономисты”. В течение мая изменения в ценах на А-95 произошли исключительно в сетях среднего и более низкого ценового диапазона. Больше всего – на 2,50 грн./л – снизилась стоимость ресурса в сети “Укр-Петроль” (49,50 грн./л). Это обеспечило ей самые низкие цены, позволив обойти “Авантаж 7” (49,95 грн./л). Последняя в первых числах июня прибавила на бензин 1 грн./л, тем самым просигнализировав о проблемах с маржой.
На 1 грн./л и более снизились ценники А-95 в “Оласе”, KLO, SUNOIL. В среднем на 10-76 коп./л уменьшили стелы AMIC, Chipo, “Укрнафта”, Motto, Green Wave, “БРСМ-Нафта”.
Были и те, кто поднимал цены на бензин. Так, VST прибавила 0,50-3,0 грн./л и получила на колонках столь же огромный диапазон цен – 51,50-54,90 грн./л. (более высокие почему-то оказались в Хмельницкой области). Полтавские сети BVS, “Автотранс”, “Маркет” досчитали к бензину 1 грн./л.
Хорошо, но мало. Как отмечалось, по дизелю рынок действовал сдержанно и в результате значительно не дотянул до реализации имеющегося в начале мая потенциала для снижения. И все же предпосылки были так убедительны, что гривневый шаг вниз сделали даже ОККО, WOG и SOCAR. Продублировали этот жест доброй воли UPG, Shell, BVS, “Автотранс”, Mango, “Кворум”, ZOG, SUNOIL.
Максимально – на 3,50 грн./л – просела стоимость ресурса у KLO (52,39 грн./л). Эта сеть в последнее время очень активна, проводит бесконечные акции, чем выражают обеспокоенность своей реализацией. На 2 грн./л и более уменьшили стелы “Укрнафты”, “Укр-Петроль”, Ovis, VostokGaz. У остальных цены уменьшились в среднем на 0,50-1,40 грн./л.
Довольно странна политика “Рур групп”. Старая кировоградская сеть уже второй месяц не пересматривает цены на свете, держа их на уровне премиальных. Или там уже неважно, какие цены выставлять?
По состоянию на 2 июня, разница между ценами премиальных и дискаунтеров на “светлых” составляла по 7,11 грн./л для каждого вида горючего: на бензине за месяц произошел рост на 27 коп./л, на дизеле – сокращение на 82 коп./л.
Что касается наценки, то на бензине она уменьшилась на 1,32 грн./л, до самых низких с начала года 8 грн./л. Дизель же потерял 10,21 грн./л – это самый высокий показатель с осени 2023 года.
Наблюдая за розничным рынком в начале июня, сложно прогнозировать какие-либо радикальные изменения в ценовой политике. Сокращение продаж заставляет колонки удерживать цены, а потенциала для снижения в виде провала закупочных цен также не наблюдается. По идее, тактика “диверсий выходного дня” с дисконтами по 5 грн./л будет продолжаться, как будет расти количество мега-акций типа “зайди в наш туалет – получи скидку 3 грн./л”. (enkorr.ua)