Суточный выпуск бензина в России в марте уменьшился на 2,8% по сравнению с февралем и на 3,3% по сравнению с аналогичным месяцем 2020 г., до 111,9 тыс. т/сут., следует из данных ЦДУ ТЭК – филиала ФГБУ “РЭА” Минэнерго России. При этом экспорт бензина из России в марте сократился на 10% относительно предыдущего месяца, а товарные запасы бензина выросли примерно на 9%.
Около 98% производимого в России бензина – это топливо с октановым числом 92 и 95. Выпуск бензина Аи-92 в марте снизился на 4% относительно февраля, до 67,9 тыс. т/сут., а производство топлива Аи-95 сократилось на 1,3% до 42 тыс. т/сут., по данным ЦДУ ТЭК.
Минэнерго в конце января призвало нефтегазоперерабатывающие компании повысить общую загрузку своих заводов в феврале-апреле по сравнению с январем, несмотря на необходимость проведения в марте-апреле плановых ремонтов на отдельных установках, и увеличить поставки бензина на внутренний рынок страны. Министерство тогда поставило перед нефтегазопереработчиками задачу нарастить товарные запасы бензина до 1,6-1,7 млн. т к началу мая по сравнению с примерно 1,2 млн. т в конце января.
Основной рост запасов бензина произошел в феврале, но в марте тенденция к их увеличению продолжилась. Отгрузки бензина с российских НПЗ и ГПЗ на внутренний рынок в марте составили около 97 тыс. т/сут., следует из оперативных данных ЦДУ ТЭК за 3-30 марта. Уровень товарных запасов бензина 29 марта достиг 1,68 млн. т по сравнению с 1,53 млн. т 1 марта, по информации ЦДУ ТЭК.
Экспорт российского бензина в марте составил около 12% от его производства или 13,2 тыс. т/сут., по данным железнодорожных экспедиторов. Доля зарубежных отгрузок оказалась немного меньше среднего показателя за 2020 г., когда на экспорт поступало около 14% произведенного бензина, по оценкам Минэнерго.
Правительство России в прошлом году вводило временный запрет на экспорт бензина – он действовал с июня по сентябрь. Цель запрета состояла в том, чтобы обеспечить достаточное предложение моторного топлива на внутреннем рынке и предотвратить рост цен на бензин. В правительстве не исключают, что временный запрет на экспорт может быть введен и в текущем году, но решение по этому вопросу пока не принято.
Энергетическая стратегия России на период до 2035 г. предполагает, что в ближайшие 15 лет потребление бензина в стране вырастет лишь на 4-5% до 36,7-37,1 млн. т/год по сравнению с 35,2 млн. т в 2018 г. По оценкам авторов стратегии, возможности российских НПЗ и ГПЗ по производству бензина будут значительно превышать потребности внутреннего рынка, в результате чего экспорт бензина к 2024 г. может повыситься в 2-2,5 раза по сравнению с показателем 2018 г., до 8,4-9,2 млн. т/год, а в последующие десять лет увеличиться еще вдвое до 17,9-19,9 млн. т/год. Разработка Энергостратегии велась несколько лет, официально она была утверждена правительством в июне 2020 г.
При этом в прошлом году отгрузки российского бензина на внутренний рынок страны сократились более чем на 5% в связи с падением спроса на топливо из-за пандемии Covid-19. (argusmedia.com/Химия Украины и мира)